Ушебти
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
'Ч^г-
Ящик для ушебти. Середина II тыс. до н. э.
Статуэтки ответчиков-ушебти. 1580-1085 гг. до н. э.
побеленных известкой стен. Храм поднят на высокую платформу-подножие, имеет прямоугольный план и стены, расчлененные узкими вертикальными нишами. Красное здание, вероятно, служившее местом народных собраний, спланировано аналогично, но плоскость его стен разделена полуколоннами, украшенными геометрическим орнаментом из глиняных обожженных штифтов (гвоздей) конической формы. Шляпки их были окрашены в красный, белый и черный цвета, создавая эффект коврового плетения и представляя собой древнейший образец применения полихромной инкрустации. Храмы не имели окон и были снабжены открытым внутренним двором-святилищем, в глубине которого помещалась статуя божества. Важной частью архитектурного ансамбля являлись длинные лестницы и пандусы, по которым жрецы и горожане поднимались к святилищу.
В храмах культуры У. угадываются все основные принципы, которые характеризуют зодчество Передней Азии. Некоторые элементы культуры У. получили дальнейшее развитие в культуре Джемдет-Наср.
|
|
2) Древний город-государство в Шумере (шу-мерск. Унуг, библейск. Эрех, греч. Орхоя), под эгидой которого в ХХУШ-ХХУП вв. до н. э. были объединены города-государства Южного Двуречья (период полулегендарной первой династии, в ряду правителей которой упоминается герой шумерского эпоса Гильгамеш). В XXIV в. до н. э. У. был столицей Шумера, затем вошел в состав державы Саргона Древнего. Позднее (в XXII в. до н. э.) У. оставался крупнейшим храмовым городом и важнейшим центром объединенного царства Шумера и Аккада, созданного в Двуречье царем Утухегалем. Художественные памятники У. относятся к упомянутым периодам, а также ко времени, когда город входил в состав Вавилонского, а затем Ахеменидс-кого и Селевкидского царств. В III в. до н. э. У. был разрушен Сасанидами. В наши дни территория У. является центром систематических археологических исследований.
УШЕБТИ, в изобразительном искусстве и ритуальной практике Древнего Египта — фигурки магического назначения, помещаемые в погребаль-