Финикийское искусство


ДРЕВНИЙ ВОСТОК





Золотое блюдо из Угарита. XIV в. до н. э.


Богиня плодородия, кормящая козлов. Резьба по слоновой кости. Угарит. XIV в. до н. э.



реговая полоса современного Ливана и Сирии) раз­вивалось параллельно со становлением мощной вавилоно-ассирийской культуры Древнего Двуре­чья и в значительной степени взаимодействовало с нею. В широком смысле Ф. и. входит в вавилоно-ассирийскую культуру как одна из самобытных ло­кальных культур. Уже во II тыс. до н. э. Финикия была конгломератом крупных городов-государств (Сидон, Тир, Библ), находившихся под владыче­ством Египта, что, однако, не мешало им поддер­живать дипломатические, торговые и культурные связи с Месопотамией. В конце XIII в. до н. э. на территории Финикии, добившейся независимости, возникло объединенное Тиро-Сидонское царство, вошедшее в военно-политический союз с Израильс­ко-Иудейской державой.

Позднее, с утратой лидерства Тира и обретением городами Финикии самостоятельности, началось за­воевание Центрального и Западного Средиземномо­рья, и все финикийские колонии вошли в состав Карфагенской державы (ок. VII в. до н. э.). Два века войн с ассирийцами завершились разрушением или захватом крупнейших финикийских городов, а после падения Ассирии (605 г. до н. э.) Финикия ста­ла объектом соперничества между Нововавилонс­ким царством и Египтом. В VI—IV вв. до н. а Фини­кия входила в состав государства Ахеменидов, а затем, после греко-персидских войн, находилась з составе империи Александра Македонского. С се-


редины III в. до н. э. культура Финикии переживает процесс интенсивной эллинизации; одновременно ее целостность сменилась возникновением отдель­ных финикийских колоний, тираний; на Кипре суще­ствовало Греко-Финикийское государство (II—I вв. до н. э.). Завершение самостоятельной истории Фи­никии ознаменовано ее слиянием с Сирией.

Ф. и. представляет собой такое историческое на­правление в художественной культуре Древнего Востока, для которого типично естественное со­прикосновение и взаимодействие с художественны­ми традициями других стран и племен. В архитекту­ре Финикии преломлялись египетские и хеттские черты, однако финикийские зодчие первыми осво­или применение бетона в строительстве. К числу древнейших памятников Ф. и. относится т. н. храм Обелисков в Библе (начало II тыс. до н. а.), постро­енный из необработанных каменных монолитов. Влияние искусства хеттов проявилось в возведе­нии построек типа бит-хилани. По библейским сви­детельствам, в храмовом декоре широко исполь­зовались бронзовые украшения и кедр: святилища представляли собой гигантские обелиски, строив­шиеся под открытым небом, по своей композиции не связанные с общепринятым на соседних терри­ториях типом зиккурата. К концу I тыс. до н. а ста­ли строиться святилища и храмы эллинистическо­го типа, прямоугольные, с фронтонами и статуями внутри. Своеобразие финикийского зодчества свя-






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: