double arrow

ДРЕВНИЙ восток. изображения, без сомнения, имели магический смысл и были связаны с погребальными ритуалами


Хеттов искусство




изображения, без сомнения, имели магический смысл и были связаны с погребальными ритуалами.

ХЕМИУН(XXVII в. до н. э.), полулегендарный древнеегипетский зодчий, родственник фараона, создатель большой пирамиды Хуфу (Хеопса) в Гизе. К лучшим памятникам скульптуры Древнего царства относится портретная статуя X.

ХЕТТОВ ИСКУССТВО,памятники культуры на­родов Хеттского царства — одного из двух мощ­ных государственных образований в Малой Азии — Хеттской и Хурритской держав, состоявших в со­юзе (XVIII — начало XII в. до н. э.). X. и. сложилось в рамках этой единой культуры, создаваемой тре­мя народами: хеттами, хатти и хурритами.

Мощь Хеттского царства достигла вершины в кон­це XVII в. до н. э.; позднее хеттскими царями ста­новились хурриты. На формирование X и. оказало воздействие искусство могущественных соседей и соперников хеттов — египтян. В XIV — начале XII в. до н. а (т. н. период Нового царства) язык хеттов, как и шумерский в Месопотамии, оставался основным официальным и «ученым» наречием. Носители позднехеттской культуры в Малой Азии -и Северной Сирии, иногда также называемые хеттами, были представителями другого народа — лувийцев.




В истории X. и. выделяют древний, т. н. протохет-тский, период, к которому относятся металличес­кие и золотые изделия (эмблемы-штандарты), статуэтки животных, украшенные гравированным геометрическим узором, и одноцветная керамика. В этот же период создается и многоцветная кера­мика с орнаментом в виде волнистых линий и изображениями животных, напоминающая изделия Кипра (т. н. каппадокийская керамика, конец III — начало II тыс. до н. э.). Становление собственно X. и. связано с сильным влиянием древнеегипетской и вавилоно-ассирийской культуры. В свою очередь X. и. оказывало воздействие на искусство Асси­рийского царства и Сирии. Для хеттского зодчества характерно к началу II тыс. до н. э. создание крепо­стей-поселений, округлых в плане, со сложной си­стемой укреплений из каменных монолитов. Ка­мень используется в искусстве этой горной страны чрезвычайно широко и многообразно, в частности, для построек всегда возводятся каменные фунда­менты и цоколи. Для монументальных построек симметрия не была характерна; пристройки окру­жали концентрическими рядами главное здание; повсеместно применялись туннели, перекрытые каменными сводами.

Особенностью хеттской архитектуры является своеобразный тип здания (как дома, так и храма или дворца) — бит-хилани. Оно имеет прямоуголь-


Львиные ворота городской стены Хаттусаса. ХУ-ХИ вв. до н. э.

ный план и с продольной стороны вход, оформлен­ный в виде портика на столбах, обрамленных пря­моугольными башнями. Наружные стены таких зданий внизу облицовывались плитами с рельеф­ными изображениями (т. н. ортостатами). Эти изоб­ражения выполнены в технике плоского рельефа обобщенными контурами, слабо расчленены и от­мечены суровой мощью и статичностью. По стилю они несколько напоминают ассирийские рельефы, хотя для них характерна относительно большая свобода композиции. Более каноничный вид имеют хеттские наскальные рельефы (святилище Язы-лыкая близ г. Хаттусаса).



Массиву камня, как правило, подчинено в X. и. и художественное решение круглой скульптуры. Она представляет собой скорее элемент архитек­турного замысла, нежели самостоятельное явле­ние. Таковы полуфигуры львов и сфинксов, высе­ченные из каменных блоков и обрамляющие ворота внешних стен г. Хаттусаса; массивные статуи хет­тских божеств. Видимо, эта особенность связана со









Сейчас читают про: