Древний Восток. Цей Гордион сыграло важную роль в падении Хеттской державы (ок

Хаммурапи




цей Гордион сыграло важную роль в падении Хеттской державы (ок. XII в. до н. а); в Х-УШ вв. до н. э. оно господствовало на Эгейском море. Побы­вав под владычеством киммерийцев и лидийских племен, Фригия была в 546 г. до н. э. захвачена пер­сами, а столетие спустя — войсками Александра Македонского. К III в. до н. э. стала частью римской провинции Галатия.

Из архитектурных памятников, входящих в об­ласть Ф. и., наиболее изучен т. н. город Мидаса в центре Малой Азии, близ Донгалу. (Некоторыми исследователями этот памятник причисляется к группе памятников Урарту.) В этом городе, отож­дествляемом с легендарным Гордионом, имелись крепостные сооружения, расположенные на четы­рех холмах вокруг поселения, и укрепленный дво­рец в центре («лагерь Мидаса»).

Архитектура учитывает природный рельеф, что свидетельствует о родстве зодческих традиций с культурой хеттов и хурритов. Скалы и ущелья использовались для создания гробниц и святилищ; последние представляли собой высеченную в ска­ле открытую террасу с алтарем и жертвенником, к которому вела небольшая лестница. Памятники пластического Ф. и. сохранились плохо: это релье­фы скальных гробниц, немногочисленные скульп­туры. Принадлежность их к Ф. и. спорна до сих пор. Стилистически эти памятники близки хеттской пластике, за исключением скульптурной группы из Богазкея с центральной фигурой во фригийской шапке-тиаре.

Черты восточногреческого искусства, оказавшего влияние на манеру фригийских мастеров, угады­ваются в стилистике изразцовых фризов с изобра­жением шеренги вооруженных воинов — фризов, встречающихся в Малой Азии данной эпохи повсе­местно, кроме Урарту.

ХАЛАФСКАЯ КУЛЬТУРА (период Халаф),. ар­хеологическая культура и этап развития древней­шего искусства Северной Месопотамии (Двуре­чья), памятники которого восходят к неолиту и относятся к концу VI-V тыс. до н. э. Названа по по­селению Тель-Халаф в Северной Сирии. Носители X. к. сменили в VI тыс. до н. э. племена, памятники искусства и быта которых получили название хас-сунской культуры. Кроме Северной Месопотамии и Сирии, эти племена, видимо, были распростра­нены и на Армянском нагорье; возможно, они час­тично ассимилировали местные хассунские пле­мена в Верхней Месопотамии. Большого развития в этот период достигают ремесла, особенно гончар­ное дело и металлургия. Так, в одном из халафс-ких поселений (Тель-Арпачие) были найдены ос­татки гончарных печей и дом гончара. В отличие от


Расписное блюдо из Тель-Арпачия. Ок. 5000 г. до н. э.

более древней одноцветной керамики X. к. вводит в употребление полихромную, разнообразную по форме. Узоры на посуде носят орнаментальный ха­рактер. Введение цвета — основное достижение мастеров X. к., которые применяют разнообразные желтые и коричнево-красные тона мягких оттен­ков в качестве фона, располагая на нем черные, красные и коричневые узоры. Краски обычно на­носились на шероховатую поверхность, а затем в ходе обжига изделие приобретало блестящий, глянцевитый вид. Фигуры людей и животных вы­полнялись в условной манере и чаще всего обра­зовывали орнаментальный фриз.

Среди памятников X. к. встречаются также фи­гурки животных, сосуды в форме животных и культовые статуэтки, посвященные материнству. Также распространены были печати в форме пу­говицы (т. н. пуговичные печати), которые оттиски­вались на глине и служили знаками собственности и одновременно украшениями. Их оттиски подвеши­вались к корзинам или помещались на запечатан­ных сосудах. Сами печати выполнялись из мягких пород камня; узор, вырезавшийся на них, носил обычно геометрический характер или являлся ус­ловным изображением животного. Среди культур Древнего Двуречья и соседних территорий наиболее близкой к X. к. является ранняя культура Элама.

Литература:

Массой В. М. Средняя Азия и Древний Восток. М.-Л., 1964.

ХАММУРАПИ, царь Вавилонии в 1792-1750 гг. до н. э., с именем которого связано ее возвышение. Искусный политик и полководец, X. подчинил Ва­вилону территории Ассирии и части Месопотамии. В истории культуры также прославился тем, что, объединив предшествующие законы всех областей Древнего Двуречья, создал первый полный их свод, приказав начертать его на каменной стеле. Ориги­нальный текст, выполненный клинописью на пли-




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: