Хассунская культура

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА




те диорита, был найден на месте столицы Древне­го Элама — г. Сузы. Существует множество фраг­ментов более поздних копий этого кодекса.

Помимо чисто исторического значения этого па­мятника древневосточного права, он интересен и для теории культуры, поскольку отражает и неко­торые черты мифологизма, свойственные многим текстам о мире «совершенной справедливости», тем более что по своему «жанру» близок к речи царя перед богами. Стела X. содержит изображение царя, беседующего с божеством солнца и правого суда Шамашем и получающего от него символы власти. Художественное решение стелы свидетель­ствует о сильном влиянии традиций культуры пе­риода Аккада.

ХАССУНСКАЯ КУЛЬТУРА, археологическая куль­тура эпохи неолита и энеолита (VII-VI тыс до н. а), сложившаяся в Северной Месопотамии. X к возникла как одно из следствий расселения племен из Ирана


в долины притоков р. Тигр и по р. Евфрат в Верхней Месопотамии. Выявление этой древней­шей культуры стало возможным благодаря рас­копкам арабских археологов на поселениях Хассун и Телль-ас-Савван около Багдада и работе рус­ских ученых на Ярым-тепе около Мосула (Ирак). Здесь было вскрыто последовательно пять слоев построек, имевших регулярный план, а также святилище, заметно превосходящее по размерам жилые дома. В погребениях, найденных на городи­ще, обнаружен домашний инвентарь, в том числе сосуды, выточенные из желтоватого алебастра, и женские алебастровые статуэтки с глазами, инкрус­тированными битумом и белой раковиной. В некото­рых погребениях обнаружили амулеты-печатки, возможно, игравшие роль оберегов.

Керамика X. к. по форме достаточно однообраз­на; большей частью она носит следы несовершенно­го обжига, в результате чего все изделия имеют бледно-розовую окраску. Многие сосуды украшены примитивным узором — насечкой. В конце периода X к появляются лощеные сосуды с простыми прямо­линейными узорами, нанесенными черной краской.

Вершиной развития искусства этого времени принято считать керамику, обнаруженную в не­крополе поселения Самарра. Некоторые исследо­ватели рассматривают эти памятники как самосто­ятельную ступень развития X. к. и даже как самостоятельную локальную культуру. Керамика периода Самарры вся глазурована, обожжена до бледно-розовой или зеленоватой окраски и укра­шена орнаментом типа плетенки, напоминающей корзинное плетение. Посуда разнообразна по фор­ме, имеет сложный и изысканный узор (птицы, животные, человеческие фигуры). Изображения, как правило, даны в стремительном круговом дви­жении, подчеркнутом узором в центре наподобие розетки, свастики или в виде квадрата. Все эти




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: