Пунического царства культура

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА





Пуническая маска смеющегося мужчины. VI в. до н. э.


Пуническая маска мужчины в шлеме. VI в. до н. э.



(или по-арабски Магриб, страна Запада), Триполи-тания (западная часть современной Ливии) были населены берберами, но в конце II — начале I тыс. до н. э. попали под владычество их финикийцев. На этой территории возникло крупное государство, центром и столицей которого стал Карфаген (см. Финикийское искусство). Основанный, по леген­дарным источникам, в 814 г. до н. э., Карфаген пос­ле захвата Финикии персами встал во главе мощ­ной Пунической державы (пунийцами называли карфагенян римляне), господствовавшей в Запад­ном Средиземноморье. Пунические войны (три вой­ны между Карфагеном и Римом) стали причиной того, что культура и искусство Карфагена известны нам лишь в очень ограниченной степени. Города были разрушены римлянами, и новые римские постройки сменили местные пунические.

Представление о П. ц. к. дают пунические некропо­ли и предметы, найденные в погребениях. Искусст­во здесь никогда не имело такого определяющего значения, как в Греции или Египте, хотя различ­ные ремесла в Карфагене были высокоразвиты. У финикийцев мастера научились окрашивать тка­ни пурпуром, изготавливать стеклянную посуду и украшения. Пунийцы большей частью предпочитали приобретать произведения искусства у соседей — греков и египтян. Кроме того, религия Карфагена до конца сохранила многие первобытные черты и, очевидно, не успела перейти к стадии целостного


художественного осмысления мира, как египетская или греческая. Еще в период войн с Римом суще­ствовали обряды человеческих жертвоприношений верховным богам — Баалу Хаммону и Танит. Пе­пел сожженных жертв хоронили на огражденных священных участках — тофетах. Такие погребения, датированные ок. VIII в. до н. а, и были открыты археологами близ Карфагена и Гадрумета. Погре­бения в пунических некрополях располагались в боковых помещениях глубоких колодцев, высе­ченных в скале или вырытых в земле. Лишь под влиянием греческих обычаев появились склепы с крутыми ступенчатыми дромосами. Находки ранних погребений состоят преимущественно из привозной керамики и украшений (греко-ко­ринфских и египетских). Собственные пуничес­кие памятники представлены культовыми тер­ракотовыми масками в основном двух видов. Одни изображали злых духов и были искажены грима­сами ужаса или смеха. Маски нередко деформи­рованы; глазницы прорезаны насквозь, что по­зволяет предполагать, что они использовались в неких обрядах (подобно найденным в Спарте маскам танцоров). Большинство имеет отверстия для подвешивания и могло служить для охраны жилищ.

Второй тип масок лишен гротескности; они вос­производят неискаженные человеческие лица. Они явно не являются погребальными масками, как




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: