Римского Египта искусство


АНТИЧНОСТв



же стиле воплощены скульптурные портреты им­ператоров, выполненные египетскими мастерами. Их поза, одеяние соответствуют требованиям еги­петского канона. Лишь в некоторых из этих работ дается намек на характер персонажа (изображения Марка Аврелия, Септимия Севера, Каракаллы).

Кроме статуй и портретов, самостоятельное ху­дожественное значение имеют гипсовые изобра­жения для саркофагов, появлявшиеся в римской скульптуре (но в камне, бронзе или терракоте) только в искусстве этрусков. Это своеобразные ритуальные портреты-маски, которые помещали на крышку саркофага или, по римскому обычаю, хранили в атриуме жилого дома. Такие маски, со­здаваемые мастерами-египтянами, ярко раскраши­вались по древним образцам, но точность и дета-лизированность изображения позволяют предполагать влияние искусства римского портрета. К концу Ш в. возрождается старинная древнеегипетская манера обработки скульптурного изображения крупными, гладкими плоскостями. Такие работы нередко вы­полнялись из распространенного в Египте цветного порфира, более твердого, чем мрамор, и эффект­ного в полировке, но не дающего возможности пластической детализации. В Риме такой камень использовали главным образом для декоративной отделки. В композиции многих работ этой эпохи также заметно тяготение к предельной обобщенно­сти, напоминающее художественные приемы ис­кусства Древнего царства. Появляются и произве­дения, близкие к традиционной кубической скульптуре. Однако теперь такие приемы применя­ются чаще в скульптурных группах. Так трактованы фигуры четырех сыновей Константина Великого (их также называют Тетрархами). Это скульптурный портрет четырех соправителей — Диоклетиана, Максимиана, Констанция и Галерия. Принципы ан­тичного искусства продолжают сохраняться в над­гробных памятниках римлян Ш-ГУ вв. н а, хотя в та­ких изображениях преобладает не портретное сходство, а типизированность образа. Совершенно исчезают черты римского стиля из надгробных стел египтян. Существует предположение, что от­носительный застой в этой области объясняется ув­лечением профессиональных скульпторов образами и жанрами новой художественной культуры, свя­занной с расцветом в Египте христианства. В IV в. строят много христианских церквей, а египетские христиане-копты украшают свои храмы декоратив­ными рельефами, помещенными на фронтонах и капителях колонн. Многие сюжеты в этих рельефах заимствованы из античной мифологии. Но в них уже ощущаются признаки нового стиля, положен­ного в основу коптского искусства. В IV в. появля­ются памятники, уже полностью отрицающие ан-


тичную эстетику. Мифологические сюжеты и сгра­зы здесь превращены в чисто декоративны;":, ~~- чти орнаментальный мотив.

В Р. Е. и. значительное место занимала живопись Сохранились фрагменты монументальных храмо­вых росписей, портреты, мозаичные композиции; известно, что создавались станковые картины. Вы­дающееся явление в культуре Египта эллинисти­ческой и римской эпохи — знаменитые фаюмские портреты, возникшие как оригинальный итог син­теза двух самостоятельных и ярких культур. В них соединяются черты ритуального искусства егип­тян, тесно связанного с погребальным культом (портреты в своем большинстве предназначались для погребений), и неподражаемого в своей реалис­тической достоверности римского портрета. Однако если в Риме и западных провинциях это мастерство ярче проявило себя в портрете скульптурном, то Р. Е. и. — пример соединения римской художествен­ной традиции с блестящей техникой египетских живописцев. Многие из фаюмских шедевров вы­полнены художниками, прошедшими, по-видимо­му, эллинистическую школу.

Нил. Коптская ткань. IV в. н. э

В развитии египетской живописи римского пе­риода выделяют два основных стилевых направле­ния. Одно, расцветшее в I—П вв. н а, связано с эл­линистическим искусством и широко использует светотеневую нюансировку, анатомическую точность и детализированность изображения; оно эмоцио-




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: