double arrow

АНТИЧНОСТЬ. Пунического царства культура

Пунического царства культура




египетские, т. к. почти все слишком малы, чтобы покрывать лицо умершего. Возможно, египетская традиция в какой-то степени повлияла на появле­ние таких масок. Наиболее ранние из них (до сере­дины VI в. до н. э.) еще сохраняют черты египетских прообразов, в частности имеют похожие головные уборы. Со второй же половины VI в. до к а, когда в пуническом искусстве наступает период господ­ства греческого влияния, распространяются женс­кие маски с продолговатым овалом лица, косо по­ставленными глазами и условной «архаической» улыбкой на губах. В мужских масках приемы пере­дачи волос и бороды (они выполнены вдавленными кружками, имитирующими локоны) напоминают о традициях Финикии, хотя там обычая изготовле­ния масок не существовало.

Определенная близость к архаическому гречес­кому искусству заметна в стиле терракотовых ста­туэток из пунических погребений. Форма маски могла использоваться и в миниатюрных украшени­ях, изготавливавшихся из цветной стеклянной пас­ты и помещавшихся в виде амулетов на нитях бус. Интересно, что древнейшие образцы таких бус были определенно изготовлены в Египте, и среди фигурок, нанизанных на них, встречаются священ­ные скарабеи. Позднейшие пунические имитации скарабеев были также довольно распространены.

Монументальной каменной скульптуры карфаге­няне в ранний период, видимо, не знали. Места захоронения урн были отмечены т. н. бетилами — сужающимися кверху столбами из грубого местно­го песчаника. Иногда бетилы помещались на камен­ные троны, которые украшались рельефными изображениями сфинксов или завитками волют. В VI в. до н. э. появляются первые стелы — плос­кие плиты с треугольным завершением-фронтоном и выступами, акротериями, по бокам. Декор таких стел постепенно усложнялся; простые пиктогра­фические знаки и надписи сменялись имитацией храмового портала: в центре теперь находится ниша, ее обрамляют две колонны упрощенного ионийского ордера.

В нише изображаются божественные символы, солярные знаки или человеческие фигурки. Боль­шим своеобразием отмечены надгробия типа обе­лиска — низкие или более высокие столбы с заост­ренными вершинами. Декор на них, выполнявшийся уже не низким рельефом, а врезанной линией, — примета собственно пунической манеры в этом виде памятников.

После падения Финикии в войнах с персами и разрыва отношений с Грецией П. ц. к. долгое время находится вне привычных культурных влияний. Признаки подъема заметны в нем начиная с IV в. до н. э., когда развиваются связи с Южной Италией и


Этрурией. Поздний карфагенский перш а в искус­стве изучен лучше других. Керамика становится разнообразнее по форме; высокого развития дос­тигает торевтика, особенно изготовление бронзо­вой посуды. Наиболее известны памятники этого рода из погребения Бирсы. Сосуды позднего перио­да П. ц. к. примечательны эклектическим сочетани­ем греческой формы с египетским декором. Эти же перекрещивающиеся воздействия проявились в сти­ле мраморных саркофагов, датируемых началом III в. до н. э. Всего их было найдено двенадцать; первая группа отличалась простыми формами, на­поминавшими вид античного храма, хотя и без ко­лоннады. Фронтоны таких саркофагов были покры­ты росписью, изображавшей сфинксов и грифонов (росписи погибли в связи с нестойкостью красок, использованных карфагенскими мастерами). Сарко­фаги второго типа имеют ту же форму, но на их крышке находится мужская или женская фигура. Одеяния их, видимо, изображают карфагенские; в руках находится чаша, что указывает на посвя­тительный характер этих изображений. Одна из этих фигур изображает карфагенскую богиню-пти­цу Танит. Эти саркофаги, однако, были, несомнен­но, изготовлены греческими мастерами, выполняв­шими, очевидно, местный заказ: художественная идея саркофагов, соединяющая форму храма с фи­гурой на крышке, совершенно чужда греческому художественному мышлению. Эта идея присут­ствует также и в каменных пунических урнах из гробницы Бордж-Джедид.

Последний период П. ц. к. представлен нескольки­ми архитектурными памятниками, в числе которых жилые постройки; одна из них со двором, окру­женным перистилем из десяти колонн, свидетель­ствует о знакомстве карфагенян с современной гре­ческой архитектурой. Пуническая специфика дома обеспечивается инкрустациями на полу из кусочков мрамора (этот прием вскоре проник в Италию под названием «пуническая вымостка»). Во внутреннем убранстве домов также были использованы эле­менты греческого ордера. Храмы почти не сохрани­лись, хотя есть основания считать, что в их реше­нии сильным было влияние греческой античности. На поздних пунических стелах стали появляться изображения и атрибуты греческих божеств: Де-метры, Диониса; Баал Хаммон и Танит стали сбли­жаться с Зевсом-Юпитером и Юноной. Поздний тип мемориального сооружения представлен мав­золеем нумидийского вождя близ Тугги. Это соору­жение, напоминающее башню на ступенчатом ос­новании, с выполненными в высоком рельефе ионийскими колоннами по второму этажу и скульп­турным декором, развивающим греческую тра~;:-цию. Отдельные детали архитектурного убранств.; по-прежнему близки египетскому зодчеству




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: