Античность. Римской Африки искусство

Римской Африки искусство




ницами римского типа возводились надгробные мо­нументы в виде башни в два-три яруса, увенчан­ной высокой острой пирамидой. Такие гробницы. несмотря на античный характер декора, восходят к древним берберо-пуническим мавзолеям.

Города африканских провинций строились пре­имущественно из камня или кирпича-сырца. Но в убранстве богатых зданий широко использова­лись привозные материалы: египетский красный гранит, мрамор из Италии и с греческих островов. Грандиозное строительство I — начала III в. при­влекало в африканские города архитекторов, скульпторов, живописцев и мозаичистов из Ита­лии и восточных провинций. Характерная особен­ность домов в североафриканских провинциях — отсутствие замкнутых помещений. Все комнаты домов, выстроенных по греческому типу, откры­вались во внутренний двор, окруженный колонна­дой, или в небольшой сад с цветником. В перистиле обязательно строился фонтан или бассейн; дворик и дно бассейна украшались мозаикой.

Североафриканские мозаики тесно связаны с ма­гистральными традициями античного мозаичного искусства; их стиль и история находятся в его рус­ле. Однако и в этой области Р. А. и. также отмечено своеобразием. Два основных тематических источни­ка мозаик Северной Африки — эллинистический Восток (Антиохия, Александрия) и Рим. К числу местных мотивов относятся изображения африканс­ких животных. Североафриканские мастера созда­вали и композиции на египетские сюжеты. Значи­тельно шире, чем в Риме, распространены в Р. А и мозаичные комедийные сценки. Среди мозаик на местные темы выделяются и многочисленные изображения коней. В местных школах развитие сюжетной мозаики относится ко II—Ш вв. н. э., когда в искусстве античных мозаичистов широко рас­пространились композиции с жанровыми сюжета­ми. Специфическую особенность мозаичного Р. А. и. составляет обилие морских сюжетов и, соответ­ственно, образы Нептуна, Океана, Амфитриты, Венеры Морской и персонажей их свиты. Картины с такими сюжетами украшали термы и нередко жилые дома, причем мозаикой украшались и сте­ны, и даже потолки помещений.

Одна из характерных черт североафриканской мозаики — следование художественным образцам эллинизма с их повышенной стилизованностью, а также готовность сочетать в одной картине сти­листические черты различных школ и эпох. В част­ности, свидетельством влияния эллинистического искусства служит особенная популярность образа крошки-амура. Мозаичный декор часто объединял­ся главной темой, которая варьировалась в убран­стве различных комнат. Такими темами служили



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: