double arrow

Римской империи искусство. ском государстве разделена между принцепсом-императором и сенатом


АНТИЧНОСТЬ



Император Август. 20 г. до н. э.

ском государстве разделена между принцепсом-императором и сенатом. Это было последним отго­лоском республиканской традиции.

Рубеж веков — время высочайшего расцвета римской науки, литературы и искусства. В этот период создают свои произведения Вергилий, Го­раций и Овидий; появляются труды знаменитого историка Тита Ливия. Между тем, если для римс­кой литературы время императора Августа было периодом высших творческих достижений, то наи­более значимые памятники изобразительного ис­кусства были созданы позднее, главным образом во второй половине I — первой половине II в. н. э. Для искусства времени Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.) характерны интенсивные поиски новых стиле­вых основ, выразительных возможностей, жанров и форм, которые служили бы воплощению изме­нившейся картины мира. Эти изменения коснулись всех сфер римской культуры и в первую очередь религиозной традиции. По-прежнему оставался почитаемым пантеон старых римских богов, однако все более значительное влияние приобретают


различные культы, религиозно-мистические оорл-ды иного типа, в первую очередь заимствованные из культур Востока. Еще не наступила пора хрис­тианизации, хотя христианство в Риме возникло именно в эпоху Империи. Ему было суждено пере­жить долгий период гонений; ядром же официаль­ной религии при первых цезарях стал гений боже­ственного императора. Этот культ, возникший с началом принципата, был обязателен для всех граждан. Он сочетался с поклонением умершим обожествленным императорам и с культом особен­но чтимых императорами богов, которые также именовались Августами. Позднее были основаны культы императорских побед и добродетелей — Мужества, Справедливости, Снисходительности, Щедрости — и якобы наступившего золотого века. В культурной традиции плебса гораздо большее место занимали космические и особенно природ­ные божества В период Империи стремительно росло число приверженцев восточных божеств и экстатических культов, посвященных бессмертию души и идее спасения. В конце IV в. н. э. христиан­ство было уже общепринятой религией; импера­тор Феодосии запретил совершение языческих об­рядов, и римская религия перестала существовать. В первые века Римской империи художники осо­бенно настоятельно обращаются к греческому на­следию, выбирая в качестве образцов творения классической эпохи. Это накладывает особый отпе­чаток на архитектурные и скульптурные произве­дения августовской эпохи, сочетающие черты тор­жественного величия со строгой сдержанностью форм. Наивысшие достижения древнеримского зодчества относятся к периоду расцвета империи (II — 20-е гг. I в. до н. а). Технологии строительства быстро совершенствуются; все шире и разнооб­разнее применяется излюбленный римскими зод­чими и строителями бетон. Шире применяется об­лицовка бетонных стен камнем, кирпичом, а также мрамором. Архитектура империи становит­ся главным средством прославления личности им­ператора и могущества государства, что заметно уже в постройках времен Августа (форум Августа, конец I в. до а а — начало I в. а а). В отличие от республиканского форума и форума Цезаря, кото­рые оставались местом собраний и торговли, фо­рум Августа имел исключительно торжественный, репрезентативный характер, воплощающий идею незыблемого государства под властью цезаря. Весь его комплекс представлял собой замкнутую сим­метричную композицию. Он располагался на про­долговатой площади, окруженной стеной и закруг­ленной с обоих концов. Вдоль всей площади. примыкая к внутренней стороне стены, шли пор­тики. Форум замыкался монументальным храмом Марса Ультора (Мстителя), украшенным с неосы-




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: