Г
АНТИЧНОСТЬ
Форум
с-.:*
Фидий и ученики. Нике-Ирида.
Статуя с западного фронтона
Парфенона. V в. до н. э.
Фидий. Аполлон. Римская копия
в мраморе с утраченного бронзового
оригинала, созданного ок. 460 г. до н. э.
Фидий. Аполлон. Современный
гипсовый слепок с мраморной копии,
покрытый бронзовой краской
ния», «Афина Парфенос» с рельефами щита. Ф. — одна из фигур в художественной истории Европы, чья жизнь еще в далеком прошлом была превращена в легенду, а имя воспринимается как символ творческого гения.
Литература:
Алпатов М. В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М., 1987.
Колпинский Ю. Д. Искусство Древней Греции. М., 1961.
Нюберг С. Н. Фидий. М., 1941.
Соколов Г. И. Акрополь в Афинах. М., 1968.
ФОРУМ (лат. 1огшп), в городах Древнего Рима главная городская площадь — центр политической жизни. Первоначальное назначение Ф. — рынок, — как правило, учитывалось при его возведении: на Ф. или близ него размещались торговые ряды. В самом Риме имелось несколько Ф., остававшихся только рынками (т. н. Овощной и Бычий Ф.). Архитектурная идея Ф. вытекала из его двойного предназначения: это было средоточие священной и одновременно мирской власти, воплощенное в общем замысле площади-города, площади-государства. Пространство Ф., окруженное колонными
портиками, резко выделялось из городской среды. Вместе с тем Ф. изначально соотносился с городской планировкой, при прокладке главных улиц всегда учитывались особенности ландшафта, которые должны были обеспечивать естественное и правильное расположение Ф. и Капитолия. Последний представлял собой верхний храм (от лат. сари! — голова, верхняя часть), т. е. святилище, посвященное Юпитеру, Юноне и Минерве, т. н. римской триаде. Эти божества считались основными покровителями города; Капитолий был конечным пунктом торжественных процессий (см. Арка триумфальная). По этим причинам для Капитолия при планировке города предназначался наиболее высокий холм, который в ходе возведения Ф. превращался в обширную прямоугольную площадку с подпорными стенами.
Капитолий, опоясанный колоннадой, венчал город и был виден со всех его точек, а в приморских городах — и с моря.
От входных ворот к фасаду Капитолия вела очень широкая лестница в несколько маршей: сам фасад был богато декорирован. Сюжеты скульптур и