double arrow

АНТИЧНОСТЬ


Целла




           
   
 
     
 
 


Золотая пантера с гравировкой. Келермесский курган. VI в. до н. э.

Таманский сфинкс (фигурный лекиф из Фанагории). Конец V в. до н. э.

Слоновая кость обычно передавала обнаженное тело, лицо; золото применялось в изображении во­лос, оружия, одежды и украшений, а также свя­щенных атрибутов (например, эгида Афины в Пар­феноне). Некоторые сведения об этой технике дают остатки статуй середины VI в. до н. э., найденные в Дельфах. Определенное представление об ис­пользовании золота может также дать т. н. таманс­кий сфинкс — великолепный фигурный лекиф из Фанагории конца V в. до н. э. Существуют высказы­вания древних авторов, позволяющие утверждать, что Фидий применял при создании Афины Парфе-


нос (см. Парфенон) золото разных тонов, что спо­собствовало большей пластической выразительно­сти и тонкости градаций формы. Подобный прием применяли и греческие мастера Северного При­черноморья при создании некоторых культовых ;: ювелирных украшений, используя золото двух-трех оттенков и гравированный рисунок на нем.




ЦЕЛЛА (лат. се11а), первоначально небольшая комната для съестных припасов, кладовая в рим­ских жилых домах и усадьбах. Также внутренняя часть культовых зданий — храмов и монументаль­ных гробниц; закрытое святилище, в котором на­ходилось изображение божества.


Целла храма Афины Афайи на острове Эгина. Ок. 500-480 г. до н. э.

В римском храмовом зодчестве Ц. по своей функ­ции полностью совпадает с наосом древнегреческо­го храма (см Периптер). Поэтому святилище в древнегреческом храме также называют Ц., под­разумевая при этом все три обычных помещения храмового святилища: наос (собственно святили­ще), пронаос (преддверие) и опистодом (помеще­ние позади святилища). Ц. могла иметь двойную ко­лоннаду (см. Парфенон).









Сейчас читают про: