double arrow

Эгейское искусство. ЭГЕЙСКОЕ ИСКУССТВО(крито-микенское ис­кусство), памятники культуры бронзового века (Ш-П тыс

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА




ЭГЕЙСКОЕ ИСКУССТВО (крито-микенское ис­кусство), памятники культуры бронзового века (Ш-П тыс. до н. э.) на островах Эгейского моря — Кикладах, Крите, а также в некоторых областях материковой Греции (Микены) и Малой Азии (Ана­толия). Центры эгейской культуры были открыты в результате археологических исследований XIX в. (экспедиции Г. Шлимана, А. Эванса). Ученые выде­ляют несколько самостоятельных археологических


культур, которые нередко также называются эгейскими цивилизациями: фессалийская, маке­донская, западноанатолийская, элладская, киклад-ская, минойская. Художественные памятники каж­дой из них обладают яркой самобытностью. Развитие Э. и. происходило неравномерно, культурные цен­тры переживали периоды расцвета и упадка в различное время, в связи с чем историю эгейской культуры принято делить на три основных перио­да: ранний, средний и поздний. При этом каждый локальный период подразделяется на три субпери­ода (I, II, III), например: раннеминойский — I, среднефессалийский — III и т. п. Формирование культуры эгейского мира было длительным и за­висело от множества перекрещивающихся влия­ний. Культуры Средней Греции и Западной Анато­лии возникли на основе местного неолита; на островах восточной части Эгейского моря преобла­дало влияние культуры Трои. Ок. 2300 г. до н. э. Пе­лопоннес и Северо-Западная Анатолия были раз­рушены набегами враждебных племен, вероятно, индоевропейского происхождения. В результате к началу II тыс. до н. э. материальная культура Греции, Трои и многих островов сильно видоизме­нилась. На острове Крит, не затронутом разруше­ниями, продолжала развиваться минойская куль­тура; в начале II тыс. до н. э. появилась иероглифическая письменность, а позднее — ли­нейное письмо.

Период наивысшего единства эгейской культуры — первая половина II тыс. до н. э. Ок. 1600 г. до н. э. на материковую Грецию пришли новые племена (воз­можно, ахейцы), положившие начало возникнове­нию небольших городов-государств т. н. микенского периода вокруг древних центров — Микен, Тирин-фа, Орхомена и др. В середине XIV в. до н. э. на Крите также появилось микенское население, принесшее собственную культуру и систему пись­менности. С конца XIII в. до н. э. глубокий внутрен­ний кризис эгейской культуры был усилен наше­ствием дорийцев и «народов моря», что привело в конечном счете к гибели эгейской цивилизации.

Э. и. развивается в условиях многообразных и глубоких взаимосвязей с художественной культу­рой Сирии, Финикии, Древнего Египта. В целом по сравнению с искусством Древнего Востока Э. и. отличается более светским характером. Среди древнейших локальных направлений культуры с их памятниками особенно выделяется своеобра­зием кикладская культура с ее изделиями для по­гребальных обрядов. К их числу относятся кикладс-кие идолы — мраморные статуэтки и головы статуй геометризованных и до предела обобщен­ных очертаний, нередко скрипкообразной формы. Ок. XXIII в. до н. э. центр культурного развития




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: