double arrow

XIII век


XIII век, это время, когда отчётливо стало проявляться расхождение между идеологией, которую вырабатывали папы и принуждали принять другие страны, и их политикой по отношению к евреям в пределах Рима и отчасти папского государства.

Казалось, что положение евреев становится в Риме в XIIIв. даже благополучнее, чем в XIIв. Процветает торговля, ремесленники ткут ценные ткани и ковры, которые успешно продаются. Эта отрасль коммерческой деятельности римских евреев, наряду с ростовщичеством, - становится основой существования общины.

В1297г. были опубликованы римские статуты, где подробно говорится о положении еврейских торговцев тканями, как особой категории, которая по религиозным причинам не может быть включена, как полноправная в корпорацию, находящуюся под эгидой городских властей. Но она с ней связана особыми узами подчинения и покровительства. Кроме тканей еврейские купцы торговали и драгоценными камнями и жемчугом. Некоторым предприимчивым купцам, составившим некое сообщество, удалось завязать деловые связи с курией, оно стало её поставщиком. Согласно булле папы Александра IV, опубликованной 01.02.1255г. члены этого сообщества не должны платить пошлин в границах папской области и в Сицилии. Преуспевают не только они. В своём большинстве римские евреи люди состоятельные, зажиточные. У них дома в городе и за городом, есть земли, которые они могут сдавать в аренду и частично получать плоды урожая. Богатые живут в просторных домах, красиво обставленных, есть свои молельни. У хозяев этих домов христианские слуги и рабы. В этой богатой общине есть представители теологии и представители культуры. Сочиняются литургические гимны и другие поэтические произведения. В общем, римская община процветает и превосходит остальные италийские общины. Но есть и оборотная сторона медали.




Христианская идеология становится всё более антиеврейской, и это не могло не сказаться на еврейской жизни.

В начале XIII века папская власть усилилась. Папа Иннокентий IV (1198-1216) фактически претендовал на верховную власть над всеми католическими странами. Он стал верховным арбитром в западной Европе, и оказывал сильное воздействие на императоров и королей. По его указаниям в католических странах выходили антиеврейские указы. В них объявлялось, что евреям запрещается заниматься фактически всеми профессиями, кроме ростовщичества. Им предписывалось носить особую одежду. Запрещалось выходить на улицы во время католической пасхи. Указывалось, что евреи за своё страшное преступление – богоубийство не должны быть подвергнуты насилию, физическому уничтожению, но должны оставаться вечными рабами христиан. Но главный ущерб, нанесённый еврейскому населению при правлении Иннокентия III - это учреждение двух монашеских орденов, враждебных евреям. Доминиканский орден (в 1206г., основан Домиником де Гузман) и францисканский (в 1210г., основан Франциском Ассизским). Доминиканцы боролись с еретиками и евреями, вынужденными принять христианство и нарушившими его предписания. В 1235г. именно они основали инквизицию. Францисканцы те стали уличными проповедниками и обрушивали на евреев гневные обвинения в богоубийстве и ростовщичестве, которым евреи были принуждены заниматься.



Если обвинения, опиравшиеся на Евангелие и на более поздние легенды о ритуальных убийствах и надругательстве над христианскими святынями не имели под собой реальной почвы, то ростовщичество действительно было фактом и сыграло важную неоднозначную роль в еврейской жизни. Ростовщики были самым активным, сплочённым, состоятельным слоем в еврейском обществе и самым заметным, они существовали повсюду, т.к. ростовщичество было профессией разрешённой. Оно приносило по тем временам изрядные деньги, было выгодно и, в общем, необходимо. Притом, что евреям постоянно грозило изгнание, из разных городов и стран, им надо было откупаться от властей и влиятельных лиц, а для этого нужны были деньги, и отдельным людям и общине, с которой ростовщики были тесно связаны. Приносили они пользу не только ей, но и местным властям: давали им огромные суммы денег и одновременно служили громоотводом от недовольства бедняков. Важное значение ростовщики приобрели в экономике Западной Европы, т.к. способствовали зарождению и развитию банковского дела. Население в них нуждалось и вместе с тем ненавидело.



Талмуд запрещает евреям брать проценты у единоверцев и не рекомендует взимать их у иноверцев, но в диаспоре установления раввинов иноверцам давать деньги под проценты разрешили, т.к. это был способ выживания общины. Влияние ростовщической профессии на еврейский менталитет оказалось двойственным. С одной стороны она изощряла особые способности евреев к сложным умственным спекуляциям и, следовательно, развивала интеллект, и в то же время наносила вред их нравственности и их самосознанию: приучала отнимать у людей иногда жизненно необходимое и подвергаться постоянной ненависти, что приводило к комплексу неполноценности, который в дальнейшем часто принимал уродливые формы.







Сейчас читают про: