XII век

VI-XI в.в.

Социально-правовое положение евреев

Время было тёмное и оставило мало свидетельств. Рим был маленьким городом, обнесённым стенами. Строился он медленно, для строительства разрушали древние здания и использовали их плиты. Население не превышало нескольких десятков тысяч. Евреи жили всё там же в крохотном предместье, на низменном берегу Рима, за мостом «contiguo pons judaeorum» (мостом, ведущим к иудеям). Как существовали эти иудеи, мы не знаем. До нас об этом периоде дошли лишь разрозненные сведения. Сообщается, что появилась синагога, где торжественно отдавали дань уважения венчавшимся папам и королям или коронованным особам, въезжавшим в город. Синагога впервые упоминается в тексте церемониала, который был написан в последние годы жизни императора Оттона III (умер в 1002г.). Мы узнаём, что в общине был раввинский совет, в 1007г. названы три раввина. Между 1020 и 1021г.г. сообщается в местной хронике: общину обвинили в том, что она вызвала землетрясение, будто бы надругавшись над распятием. В результате этого ложного обвинения толпа убила нескольких евреев. В середине XI в. в Риме появилась семья Пьермони, один из её членов выдвинулся, стал одним из первых банкиров. Барух финансировал не то папу, не то римский патрициат. Он крестился, получил имя Бенедетто, и его семья стала весьма влиятельной в Риме. В её доме в 1099г. скончался папа Урбан II. Семья оказывала влияние на папские выборы. В доме у неё была своя цитадель на случай нападения, но таковых не произошло. Она пользовалась популярностью среди римского населения, и оно её поддерживало.

В конце этого века выдвинулся другой человек, не крестившийся банкир, а учёный знаток Талмуда Натан Иехиель Ахав. Он составил постбиблейский словарь, назвав его «Порядок». В словаре раскрылась его широкая эрудиция, в общих рассуждениях он затрагивает не только лексические вопросы, но и общеталмудические проблемы. Словарь пользовался исключительной популярностью, и не утратил своего значения и в наши дни. Он является субстратом любого нового талмудического словаря.

Деятельность этих двух человек предвещает по каким путям пойдёт развитие еврейских умов.

Заметных событий в XIв. в истории римских и вообще итальянских евреев, к счастью, не произошло. Крестовый поход (1096-1099) Италию миновал, она в нём участия не приняла, так же как и в последующих походах.

Историю римских евреев в XII в. лучше всего себе представить по путевым записям известного путешественника испанского еврея Вениамина из Туделы, странствовавшего восемь лет (1159-1167) по средиземноморским странам, возможно через Персию, Индию он добрался до Китая. Побывал он и в Риме, и его заметки, несомненно, интересны. Еврейский квартал, как он о нём пишет, обладал, по-видимому, чем-то вроде экстерриториальности. Обитало в нём 200 еврейских семейств, которые жили свободно, в своих домах и пользовались уважением. Из свидетельств Беньямина следует, что община не платила налогов городским властям и имела возможность поддерживать собственные религиозные и культурные учреждения. Впечатления Вениамина не были суммарными и поверхностными, он со многими членами общины познакомился и вспоминает их по имени. Среди них были способные и честные личности, выделявшиеся на фоне коррумпированных папских чиновников и завязывавшие деловые отношения с куриёй. Особенно его привлёк племянник или внук Натана Ахава Иехиель «юноша красивый, умный и образованный. У него свободный доступ в папский дворец как управляющего дворцом папы Александра III и его имуществом». Эта беглая характеристика проливает свет на особые свойства евреев, позволявшие их ценить в высших кругах нееврейского общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: