Предмет и понятийный аппарат теории конфессионализации

План лекции

Безносова О.В. Конфессионализация в Западной и Восточной Европе в XVI—XIX вв.

  1. Предмет и понятийный аппарат теории конфессионализации.
  2. Историография проблемы.
  3. Основные положения теории конфессионализации.
  4. Этапы развития процесса конфессионализации, его социальные функции и последствия.

Плюрализация, демократизация современного общества предполагает и отход науки от прежде единых схем понимания и изложения исторического материала. Поэтому в рамках настоящего спецсеминара предлагается рассмотреть проблемы церкви, общества и государства с точки зрения теории конфессионализации.

Методологический (или методический) аспект проблемы. Не смотря на то, что речь идет о явлениях и событиях жизни духовно-религиозной, о движении «мира идей», основополагающим принципом работы исследователя остается принцип научной объективности, то есть, в данном контексте — внеконфессиональности при изложении существующих фактов и их анализе, ибо привнесение конфессиональной окраски в познавательный процесс аналогично обращению в нем к принципу партийности, когда процесс познания связывается с определенным классовым интересом, а его результаты подчиняются исключительно социальной направленности определенных общественных групп. Наиболее полно научная объективность реализуется в нормативных требованиях принципов религиоведческого плюрализма, предусматривающего не только равное и равноудаленное отношение исследователя ко всем изучаемым конфессиям, но и понимание того, что Бог один, а путь к Нему у каждого человека свой.

Само понятие «конфессионализация» как и любая значительная научная модель выражает одновременно и переосмысление старых взглядов, и новые гипотезы. Среди европейских, и главным образом немецких, историков указанный термин приобрел популярность в последние десятилетия, под ним стали понимать сложные обществен­ные процессы, протекавшие в толще сословного общества Старой Европы и Священной Империи в ХVI—ХVIII вв.

Термины и определения

Выражение «конфессионализация» (die Konfessionalisierung) обозначает теорию о развитии церкви, государства и общества после Реформации в период примерно с 1540 по 1648 гг. Для этого выражения существуют и другие, употребляемые в исследованиях названия с тем же значением. К ним относятся:

Конфессиональный век (konfessionelles Zeitalter);

Век конфессионализма (Zeitalter des Konfessionalismus);

Формирование конфессий (Konfessionsbildung);

Век раскола в вере (Zeitalter der Glaubensspaltung);

Век религиозных войн (Zeitalter der Glaubenskämpfe) и т. д.

Согласно этой теории раскол христианства на множество конфессий стал причиной больших изменений не только в церкви и религиозной сфере, но так же глубоко изменил общество во всех его составляющих, причём все конфессии (католичество также, а не только протестантизм) показывают сопоставимый образец развития. Немецкие историки Вольфганг Райнхард (Wolfgang Reinhard) и Хайнц Шиллинг (Heinz Schilling) развили эту теорию параллельно, независимо друг от друга в конце 1970‑х. Эта теория до сего дня является парадигмой в исследованиях раннего нового времени в истории Европы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: