План лекции
Безносова О.В. Конфессионализация в Западной и Восточной Европе в XVI—XIX вв.
- Предмет и понятийный аппарат теории конфессионализации.
- Историография проблемы.
- Основные положения теории конфессионализации.
- Этапы развития процесса конфессионализации, его социальные функции и последствия.
Плюрализация, демократизация современного общества предполагает и отход науки от прежде единых схем понимания и изложения исторического материала. Поэтому в рамках настоящего спецсеминара предлагается рассмотреть проблемы церкви, общества и государства с точки зрения теории конфессионализации.
Методологический (или методический) аспект проблемы. Не смотря на то, что речь идет о явлениях и событиях жизни духовно-религиозной, о движении «мира идей», основополагающим принципом работы исследователя остается принцип научной объективности, то есть, в данном контексте — внеконфессиональности при изложении существующих фактов и их анализе, ибо привнесение конфессиональной окраски в познавательный процесс аналогично обращению в нем к принципу партийности, когда процесс познания связывается с определенным классовым интересом, а его результаты подчиняются исключительно социальной направленности определенных общественных групп. Наиболее полно научная объективность реализуется в нормативных требованиях принципов религиоведческого плюрализма, предусматривающего не только равное и равноудаленное отношение исследователя ко всем изучаемым конфессиям, но и понимание того, что Бог один, а путь к Нему у каждого человека свой.
|
|
Само понятие «конфессионализация» как и любая значительная научная модель выражает одновременно и переосмысление старых взглядов, и новые гипотезы. Среди европейских, и главным образом немецких, историков указанный термин приобрел популярность в последние десятилетия, под ним стали понимать сложные общественные процессы, протекавшие в толще сословного общества Старой Европы и Священной Империи в ХVI—ХVIII вв.
Термины и определения
Выражение «конфессионализация» (die Konfessionalisierung) обозначает теорию о развитии церкви, государства и общества после Реформации в период примерно с 1540 по 1648 гг. Для этого выражения существуют и другие, употребляемые в исследованиях названия с тем же значением. К ним относятся:
Конфессиональный век (konfessionelles Zeitalter);
Век конфессионализма (Zeitalter des Konfessionalismus);
Формирование конфессий (Konfessionsbildung);
Век раскола в вере (Zeitalter der Glaubensspaltung);
Век религиозных войн (Zeitalter der Glaubenskämpfe) и т. д.
Согласно этой теории раскол христианства на множество конфессий стал причиной больших изменений не только в церкви и религиозной сфере, но так же глубоко изменил общество во всех его составляющих, причём все конфессии (католичество также, а не только протестантизм) показывают сопоставимый образец развития. Немецкие историки Вольфганг Райнхард (Wolfgang Reinhard) и Хайнц Шиллинг (Heinz Schilling) развили эту теорию параллельно, независимо друг от друга в конце 1970‑х. Эта теория до сего дня является парадигмой в исследованиях раннего нового времени в истории Европы.
|
|