Очная форма обучения

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Факультет

Специальность

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайская государственная педагогическая академия»

Кафедра литературы

по дисциплине: Ф.13 История зарубежной литературы

Модуль: История зарубежной литературы (новейшее время)

050301.65 «Русский язык и литература»

код наименование

Филологический

Курс обучения V

Всего часов по учебному плану: 74

В том числе по формам обучения:

  очная заочная
лекции    
практические   -
лабораторные - -
самостоятельная работа    

Формы итогового контроля знаний:

зачет экзамен


  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью дисциплины является знакомство с произведениями зарубежной литературы первой половины ХХ в., с основными тенденциями развития мирового художественного творчества ХХ в. Иностранная литература рассматривается как культурный феномен с позиций модернистской и реалистической эстетики.

Задачи дисциплины:

● освоение студентами материала курса, его основных теоретических идей, ключевых понятий, художественных текстов, критических и литературоведческих работ;

● выработка представлений о процессе взаимодействия литературного творчества и художественной культуры в первой половине ХХ века;

● ознакомление с основными художественными направлениями и течениями в литературе и искусстве первой половины ХХ века;

● формирование комплекса знаний об основных закономерностях историко-литературного процесса в первой половине ХХ века;

● выработка представлений о соотношении литературного стиля эпохи и индивидуального стиля писателя;

● развитие навыков анализа художественных произведений в контексте историко-литературного и историко-культурного процесса

Изучение дисциплины способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:

● освоение студентами материала курса, его основных теоретических идей, ключевых понятий, художественных текстов, критических и литературоведческих работ;

● выработка представлений о процессе взаимодействия литературного творчества и художественной культуры во второй половине ХХ века;

● ознакомление с основными художественными направлениями и течениями в литературе и искусстве второй половины ХХ века;

● формирование комплекса знаний об основных закономерностях историко-литературного процесса во второй половине ХХ века;

● приобрести представление о соотношении литературного стиля эпохи и индивидуального стиля писателя;

● развитие навыков анализа художественных произведений в контексте историко-литературного и историко-культурного процесса.

3. ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Последовательность изучения разделов и тем внутри разделов не может быть изменена в связи с особенностью построения курса – ориентацией на хронологию литературного процесса. Отдельные проблемы по решению кафедры и ведущих специалистов могут быть изучены студентами самостоятельно. Ряд тем выносится на практические занятия.

Содержание практических занятий составляют самостоятельная работа студентов с литературой по проблеме изучаемой дисциплины, критическое осмысление материала, конспектирование и анализ теоретических концепций научной литературы, разработка тестовых заданий разных типов, использование ТСО, выступление студентов с докладами и сообщениями.

Виды учебной работы Всего часов Всего часов
Форма обучения очная заочная
Семестр   9-10
Общая трудоёмкость    
Аудиторные занятия    
Лекции    
Практические занятия (семинары)   -
Лабораторные работы - -
Самостоятельная работа    
Курсовые работы / рефераты - -
Вид итогового контроля: экзамен/зачёт зачет экзамен

4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

№ п/п Тематический план Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самостоят. работа
1. Литература ХХ века: постмодернизм. Западная литературно-критическая мысль ХХ века. Творчество крупнейших зарубежных писателей, анализ основных произведений. Проблемы поэтики зарубежной литературы. Русско-зарубежные литературные связи. Постмодернизм как художественный метод и литературное направление в зарубежной литературе. Постмодернистская стилистика и постмодернистский жанр эссе в современной литературе.        
2. Своеобразие постмодернизма У. Эко, осваивающего традиционный культурный опыт в целях создания современного художественного синтеза. Роман «Имя розы» (1980) как исторический, политический роман, роман-диспут, игра-центон, семиотический роман: ситуация исторической хроники; мнимый историзм романа; концепция средневековья; история и современность в романе. Игра с историческими, философскими, литературными реминисценциями в романе: образ Вильгельма Баскервилля, Адсона, Хорхе. У. Эко о постмодернизме («Заметки на полях «Имени розы»»)        
3. Литература Франции 2-й пол. ХХ века: жанр семейного романа (Э. Базен, «Гадюка в кулаке», А. Труайа, «Семья Эглетьер»), традиционные хроники (М. Дрюон), утопия и антиутопия (Р. Мёрль, «Мадрапур»), роман о человеке «потребительской» цивилизации «Вещи» Ж. Перека. Творчество Ромена Гари (1914 - 1980). Теория «тотального романа». Роман «Обещание на рассвете» (1960) как ключевой текст писателя. Роман «Воздушные змеи» (1979) как жанровый эксперимент – роман-воспоминание, роман-хроника, роман-мечта, роман-сказка.        
4. 70 – 90-е гг. как «эра пустоты», потребительства во французской литературе. Мифотворчество М. Турнье, обращение к «началам», к природному, противопоставленному современной цивилизации. Роман «Пятница, или Лимб Тихого океана» как роман-миф. Влияние Ж.-П. Сартра, К. Леви-Стросса на концепцию мира и человека в романе. «Робинзон Крузо» как пратекст романа Турнье. Полемика Турнье с Дефо по вопросу западноевропейской цивилизации в отношении к «дикарям». Художественный синтез мифологизма и жизнеподобия в романе как черта современного романа        
5. Литература Германии: попытка осмыслить путь государства через обращение к мифу, притчевым формам. Творчество К. Вольф («Медея»): понимание истории писательницей. Переосмысление мифа. Творчество С. Гейма. Роман «Агасфер» (1981): особенности постмодернистской интерпретации библейского сюжета о Вечном Жиде. Творчество П. Зюскинда. Роман «Парфюмер»: тема единства зла и гения. Двуприродность метафоры романа; запах – метафора бытия и метафора гениальности и зла. Тема творца и властелина в произведении. «Другие» как второй мотив романа. Сближение пейзажа, творчества, самопознания главного героя. Стремление П. Зюскинда к синтетическому изображению действительности.        
6. Британская литература второй половины и конца ХХ века. Развитие английского романа: интеллектуальный, исторический. «Палимпсест» - обозначение содержания современных исторических романов. Концепция философии истории в романе Г. Свифта «Водоземье» (1983), произведениях А. С. Байетт («Ангелы и насекомые», «Джин в бутылке из стекла «соловьиный глаз»», «Обладать»), Дж. Барнса «История мира в 10 ½ главах». Творчество П. Акройда: жанр биографии как разновидность английского исторического романа. Биография-симулякр. Роман «Завещание Оскара Уайлда» (1983) как особая литературная мистификация в форме автобиографии. Роман «Остаток дня» «самого английского писателя» К. Исигуро. Метафора человеческой жизни в романе.        
7. Литература США: «чёрный юмор» в литературе и американский постмодернизм. средства раскрытия тотального кризиса в романах Дж. Барта. Образ обессмысленной реальности, функции пародии (роман «Химера»). Творчество молодых авторов: Т. О’Брайена, Э. Тан, Т.Корагессана Бойла: традиции и новаторство        
8. Славянские литературы. Роман М. Павича «Хазарский словарь». Способ прочтения романа. Игровое остранение через условность формы романа. Ключевые моменты и сюжетные мотивы в дискретности и полифонии произведения Павича. Философия сна и проблема исторической памяти. Тайна бытия и образ Адама. Цель «ловцов снов» - создание единого человека и человечества – основная задача романиста. Синтез в романе двух структур – поэзии и лексикона. Роман М. Кундеры «Бессмертие». Романно-эссеистический синтез и своеобразие жанровой формы «Бессмертия». Создание романа как синхронное взаимодействие монтажа и демонтажа в произведении. Судьба Аньес как ситуация отчуждения. «Роман в романе» - история Гёте и Беттины фон Арним: второй план романа. Финальная сцена романа, разговор автора с писателем.        
9. Итальянская и испанская литература: деконструктивистский роман И. Кальвино «Если однажды зимней ночью путник…» (1979): проблема текста, его восприятия и интерпретации; романы А. Переса-Реверте как воплощение постмодернистского принципа игры        
           

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: