Тема: Литература Германии
Характеристика постмодернистского романа в Германии. Миф и неомиф в германской литературе.
Важнейшая и характерная черта современного литературного процесса – неомифологизм.
Тяготение к притче.
Криста Вольф(1929). Философские и нравственные проблемы истории в творчестве. Притчевость повествования. Роман «Кассандра». Социально-исторический контекст эпохи. Деконструкция и актуализация мифа. Путь духовного прозрения Кассандры. Особенности концепции в романе. Особенности мифологем (политические). Изображение механизма тоталитарного общества через миф. Трансформация античного мифа и особенности его интерпретации в романе «Медея». Аллегоризм и символизм повествовательной манеры.
Роман «Медея. Голоса».Для КВ миф – главный способ организации содержания ХП: сюжет мифа о Медее является размышлением о настоящем моменте, а сама героиня – близкой автору женщиной, которая активно участвует в историческом процессе. Стремление отразить проблемы современности приводит КВ к созданию авторского хронотопа через воспроизведение мифологического.
|
|
Для КВ наибольший интерес представляет не ситуация, а личность и мотивы её поведения. Название романа сразу же создаёт мифологические аллюзии и отсылает к трагедиям Еврипида и Сенеки-мл.
Переосмыслением конфликта, активный поиск новых участников и виновников социальных катаклизмов. Тема вины поколения в её гендерном аспекте.
Смысл названия романа. Концепция времени в романе..
Стефан Гейм (1913). Пародирование библейского мифа и социалистических идеологем в романе «Агасфер». Образ Вечного Жида. «Агасферовский» сюжет в контексте фаустовской проблематики. Неканоническая история Христа. Трехслойная композиция романа: библейские времена, период Реформации, XX век. Мотивация бунта Люцифера. Две концепции человека. Переосмысление и пародирование. Гете. Оппозиция «Паулус фон Эйцен – Фауст». Изображение 2-х систем (капиталистической и социалистической), 2-х философий (материалистической и идеалистической), 2-х мироощущений (атеистического и религиозного). Зигфрид Байфус – пародийная модификация социалистического Фауста XX века. Особенности поэтики.
Патрик Зюскинд (1949). Особенности повествовательной манеры (юмор, внимание к языку, стилю, монологичность повествования). Автобиографическая «Повесть о господине Зоммере» (1991). Особенности героев произведений Зюскинда («маленькие люди» - аутисты). Обращение к историческому материалу как средству осознания проблем современности в романе «Парфюмер. История одного убийцы» («Аромат»). Изображение Франции XVII века как царства Разума. Пансион мадам Гайар – воплощение абсолютной рассудительности, правильности. Способы воздействия и манипулирования сознанием. Образ Жана Батиста Гренуя. Синтетичность образа. Формирование героя в духе жажды власти, желание стать великим. Проблема безумно-разумного. Формула тоталитаризма. Причины формирования монстра. Метафора запаха. Интертекстуальность прозы П. Зюскинда.