double arrow

Периодизация истории политических и правовых учений

Критерии оценки политико-правовых доктрин.

Считается, что политико-правовая доктрина включает три компонента:

1. Логико - теоретическая основа (Методологический стержень учения). Возможные варианты: философская, религиозная основы... Эти основы тесно связаны с мировоззрениями эпохи. Так, политические учения древнего мира опирались преимущественно на религиозные и философские обоснования. Мировоззрения средних веков было теологическим. Методом мышления Нового времени стал рационализм...

2. Содержание (или выраженные в виде понятийно-категориального аппарата содержательные решения вопросов государства и права, закономерностях их развития, о форме, социальном назначении и принципах устройства государства, об основных принципах права, его соотношении с государством, личностью, обществом и др.)

Уточним, что содержанием политико-правовой доктрины являются её понятийно-категориальный аппарат, теоретическое решение общих проблем государства и права, обширная и завершенная система взглядов, основанная на категориях, имеющих опорный ключевой характер именно в данной доктрине.

—К традиционному кругу вопросов, решение которых образует содержание политического и правового учения, относятся вопросы о происхождении государства и права, об их связи с обществом, личностью, с отношениями собственности и т.д.

3.Программные положения - оценки существующего государства и права, политические цели и задачи.

Программные положения придают политико-правовой доктрине социально значимый характер, налагают отпечаток на содержание её теоретическое части и нередко предопределяют выбор методологической основы самой доктрины. Здесь наиболее чётко выражен идеологический характер доктрины.

Через программные положения политико-правовое учение связано с практикой политической и идеологической борьбы. Программная часть учения непосредственно выражает интересы и идеалы определённых классов, сословий, иных социальных групп, их отношение к государству и праву.

Из трех компонентов политико-правовой доктрины именно программа является цементирующим началом, поскольку оформление политико-правовых взглядом в целостную систему происходит на основе идеалов, объединяющих членов общества в группы, стремящиеся оказать влияние на право, государство, политику.

Наиболее краткое содержание данного вопроса может быть дано в следующем тезисе: социально-политические теории Древнего Востока являлись сложными идеологическими образованиями, состоявшими из религиозных догм, моральных представлений и прикладных знаний о политике и праве. Соотношение этих элементах в различных учениях было неодинаковым. Поясним:

- прикладной характер (главное содержание учения составляли вопросы, касающиеся «ремесла» управления, разрабатывались конкретные проблемы техники власти. В большинстве учений государственная власть отождествлялась с властью императора.

- слияние с моралью (этико-политический характер) (повышенный интерес к проблемам морали характерен для идеологии формирующихся классов. Само искусство управления подчас сводилось к нравственному совершенствования государя, к управлению силой личного примера. Народ восставал во имя справедливости и перераспределения богатства, но не подвергал сомнению экономические и политические основы общества.)

- Религиозный характер (не только сохранение, но и развитие религиозно- мифологических воззрений. Наиболее общие вопросы (например, происхождение государства и права) решались с религиозных позиций.

В своей «Истории» Геродот сообщает, что согласно источникам, со времени первого египетского царя до времени его посещения Египта (V в. до н.э.) прошло 341 поколение верховных жрецов и царей, т.е. в течении 11.340 лет правили только смертные люди. До этого в Египте властвовали боги, которые жили совместно с людьми.

Известное своеобразие присуще религиозно-мифологическим представлениям древних евреев. По их версии, единый истинный Бог находится в особом договорном отношении со всем еврейском народом, и одно время даже являлся его главой. Считается, что законы еврейского народа получены Моисеем прямо от Бога.

Многие государства Древнего Востока утратили независимость или погибли. Их политико-правовые учения не получили развития. Последовательная преемственность истории политико-правовой мысли сохранялась лишь в Индии и Китае.

В Др. Индии ведущими направлениями политической и правовой идеологии были брахманизм и буддизм. Они возникли примерно в середине I тыс. до н.э., когда у арийских племён, покоривших Индию, началось образование классов. Корни обоих направлений восходят к религиозно-мифологическому воззрению, изложенному в Ведах — древних ритуальных книгах ариев. Расхождение между брахманизмом и буддизмом произошли на почве толкования мифов и правил поведения, которые освящала религия.

Итак, зачатки идеологии брахманизма встречаются в Ведах (II тыс. до н.э.) = санскритское слово «ведение» или «знание». В Ведах говорится о делении общества на четыре сословия (варны), которые созданы богами из Пуруши (мирового тела и духа): «... брахманом стали его уста, руки - кшатрием, его бедра стали вайшьей: из ног возник шудра».

По мировому закону (рта) определяется строение общества и положение сословий. Рабы находились вне варн. Брахманы - жрецы и кшатрии - воины были господствующими варнами, а вайшии (крестьяне, ремесленники, торговцы) и шудры («свободные низы») -подчиненными.

Дальнейшее развитие брахманизм получает в другом памятнике древнеиндийской мысли - в Упанишадах (IX-VI вв. до н.э.). Согласно Ведам и Упанишадам все варны и их члены должны были следовать божественно предустановленной для них драхме (джамме) - закону, долгу. Идеологий брахманизма пронизаны многочисленные дхармасутры и дхармашастры

- правовые сборники, которые составлялись различными брахманисткими школами.

Примерно ко II в. до н.э. относиться письменное оформление на основе более древних источников известного политико-правового памятника - «Законов Ману». В них защищаются соответствующие положения «Вед» и «Упанишад» о делении общества на варны. Подчеркивается: «Само рождение брахмана - вечное воплощение дхармы...» Даже царь при своём божественном статусе должен чтить брахманов. А главное назначение царя и его слуг - охранять систему варн и всех, кто следует присущей им дхарме.

Значимая роль отводится наказанию, которое в своем земном облике буквально означает палку. «Данда» - «данданити» (руководство палкой - искусство управления). «Весь мир подчиняется посредством наказания».

Неравенство прав членов различных варн включает и их неравенство перед лицом закона в вопросах преступления и наказания.

Отход от идеологии брахманизма в сторону светских рационалистических представлений о государстве и праве наблюдается в трактате «Артхашастра» (IV-Ш вв. до н.э.), автором которого считается (Чанакья), влиятельный советник царя Чандрагупты I.

Полезность выступает в трактате в качестве определяющей основы. Отмечается высшая сила царского указа. «Если священный закон не согласуется с дхармой, установленной указом, то применять следует последнюю, ибо книга закона в этом случае теряет силу». Возможно, идеи «Артхашастры» выражали программу взаимных уступок со стороны светской власти и жречества.

С критикой многих положений Вед, Упанишад и брахманисткой идеологии в VI в. до н.э. выступил Сиддхартха Гаутама, прозванный Буддой (Просветленным).

Самый ранний из дошедших до нас сводов буддийского канона - «Типитака» (Три корзины) принадлежит II — I вв. до н.э. Одна из центральных идей буддизма - освобождение человека от страданий, причиной которых являются мирские желания. Основатели буддизма утверждали, что добиться спасения могут не только брахманы, но и выходцы других каст, если в результате духовного подвижничества получают статус «архата» (брахмана). В известном каноне IV-Ш вв. до н.э. «Дхаммападе» (Стезе закона) подчеркивается: «Но я не называю человека брахманом только за его рождение или за его мать». Дхарма выступает как управляющая миром природная закономерность, естественный закон. «Джаммы обусловлены разумом»; «...никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она. Вот извечная дхамма».

В «Дхаммападе» чётко видна тенденция к ограничению наказания. Буддийская установка на индивидуальный путь спасения и достижения нирваны (состояния высшей просветленности) объясняет невнимание учения к реальным политико-правовым явлениям, которые в целом расценивались как часть общей цепи земных несчастий.

Постепенно идеи буддизма, в том числе концепция дхаммы, стали оказывать влияние на государственную политику и законодательство. Во время правления Ашоки (268-232 гг. до н.э.), объединившего Индию, буддизм был признан государственной религией. Влияние буддизма распространилось на многие страны Азии.

Представление о естественном характере законов мироздания и общества наиболее последовательно развиты школой локаяты (чарвака) (в VI в. до н.э. - критика брахманизма с атеистических позиций).

Дальнейшая история индийской общественной мысли связана с возникновением и утверждением индуизма - религии, впитавшей элементы и брахманизма и буддизма и др. верований. В первых веках н.э. буддизм становиться одной из мировых религий.

В ряде государств Юго-Восточной Азии политико-правовая идеология развивается под воздействием концепции "буддисткого социализма".

В современных словарях часто повторяется определение: "Буддизм - религиозная идеология, оппозиционная брахманизму. Содержит 4 истины: 1- "все" — "это страдание", 2 - у всякого страдания есть своя причина, 3 - имеется возможность положить конец страданию, 4 - есть путь, ведущий к прекращению страданий. Жизнь изображается как зло. Чтобы достичь блаженного состояния (нирваны), человек "не должен совершать злого действия против кого-либо...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: