Правовая теория Ч. Беккариа

Особенности политической истории Италии обусловили и определенную «умеренность» ее правовых теорий. Наиболее ярким представителем был Чезаре Беккариа (1738 - 1794). Его основная работа «О преступлениях и наказаниях» была опубликована в 1764 году; резко критиковалась священнослужителями, но поддерживалась многими просвещенными людьми, включая императрицу Марию-Терезию.

Трактовка естественного состояния и причин, побудивших людей перейти от него к политическому общежитию у Беккария мало чем отличается от трактовок Гоббса. Для общего блага люди объединились и пожертвовали частью своей свободы во имя безопасности и обеспечения оставшейся у них части свободы (приближение к Гроцию). Из пожертвованной людьми частью свободы и образовалась по общественному договору верховная власть государства.

Беккариа различал справедливость божественную, естественную и человеческую. Первые две - основаны на божественных и естественных законах. Человеческая справедливость базируется на общественном договоре, устанавливающем пределы власти государства. Она изменчива. Ее критерием должно быть общее благо. К сожалению, невежественные представления о справедливости привели к тому, что законы государства являются оружием в руках незначительного меньшинства. Они несправедливы, закрепляют сословные привилегии, неравенство перед уголовным законом, право сильного...

Беккариа резко критиковал современную ему юриспруденцию, при которой законами считаются изречения римских и средневековых юристов, а уголовное право опирается на вековые предрассудки. «Существующие законы служат только для прикрытия насилия, помогают приносить народ в жертву ненасытному идолу деспотизма». Причину этого Беккариа видел в утверждении частной собственности, дающей одним власть и благополучие, а другим - нищету и бесправие. Надежды на лучшее связывались с просвещенным монархом, который может издавать справедливые и мудрые законы. В то же время суверен не может судить за нарушение законов.

Считается, что идеи Беккариа лежат в основах «классической теории» уголовного права. Он утверждал, что причина преступности лежит в социальных условиях. Цель наказания - предупреждение новых преступлений и исправление преступников. Соответственно наказание должно быть публичным и наименьшим из возможных в каждом конкретном случае. Недопустимы пытки, мучительные наказания; следует максимально ограничить применение смертной казни. «Смертная казнь - война нации с гражданином». (Угроза казни не остановит преступника, эффективнее – пожизненное заключение). То обстоятельство, что смертная казнь веками существовала почти у всех народов, не оправдывает смертную казнь, как не могут быть оправданы существовавшие когда то человеческие жертвоприношения. Позже Беккариа доказал, что и юридической точки зрения смертная казнь неоправданна, так как может быть результатом ошибки судей.

Беккариа не принял приглашение Екатерины II приехать в Россию, но императрица много заимствовала из его работ (в «Наказе» для Уложенной комиссии примерно половина статей по уголовному праву взята у Беккариа, плюс глава Х «Об образовании криминального суда»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: