Правовые и политические учения Канта и Гегеля. Учение И. Канта о праве и государстве

Тема 18.

Политические и правовые учения в Германии кон. XVIII – нач. XIX в.в. (И.Кант, Г.В.Ф Гегель).

18.1. Правовые и политические учения Канта и Гегеля.Учение И. Канта о праве и государстве.

18.2. Учение Гегеля о государстве и праве.

18.3. Консервативные политико-правовые учения на рубеже 18-19 вв. (Ж. Д”Местер, К.Л. Галлер, Э. Берк, Г. Гуго, Ф.К. Савиньи).

Иммануил Кант (1724-1804) - основоположник либерализма в Германии, родоначальник классической немецкой философии автор одного из крупнейших направлений в современной теории права....

Кант родился в г. Кенигсберге в семье шорника. Закончил факультет теологии Кенигсберского университета, где в скоре стал профессором. Учение Канта сложилось в начале 70-х. гг. XVIII в. в ходе предпринятого или критического пересмотра предшествующей философии. Свои социально-политические взгляды он первоначально изложил в цикле небольших статей, куда вошли работы "Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане", "К вечному миру", а затем обобщил в трактате "Метафизика нравов" (1797). В основе кантовской философии лежит противопоставление эмпирического (опытного) и априорного видов познания (т. е. предшествующие опыту или не зависящие от него). Познание человеком окружающего мира всегда начинается с опыта, т. е. чувственных ощущений. Однако эмпирические знания являются неполными, ибо они дают представление лишь о внешних признаках изучаемого предмета - его цвете, тяжести... Только с помощью разума можно распознать сущность предмета, определить его внутренние свойства и причины. Этот вид познания Кант назвал априорным. "Познание разумом и априорное познание суть одного и того же".

По определению Канта, право - это совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. Учение Канта о праве представляет собой высшую ступень в развитии западноевропейской юридической мысли XVIII в. Кроме того, в "Метафизики нравов" была предложена своеобразная трактовка естественного права. Согласно дефиниции в "Метафизики нравов" государство - соединение множества людей, подчиненных правовым законам. В качестве важнейшего признака государства здесь было названо верховенство закона. Кант подчеркивал, что рассматривает не государство, существующие в действительности, а "государство в идее, такое, каким оно должно быть в соответствии с чистыми принципами права". Его учение о праве и государстве явилось первой крупной политической доктриной, созданной с учетом итогов и под непосредственным впечатлением французской революцией.

Исходя из теории естественного права, И. Кант признавал самоценность всякой личности, которая в своем поведении должна руководствоваться нравственным законом, категорическим императивом: "Поступай так, чтобы максимум твоего поведения могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства". Кант считается одним из создателей концепции правового государства, поскольку рассматривал государство как "множество людей, подчиненных правовым законам". Кант выступал против тирании и деспотизма верховной власти, и народного суверенитета. Актуальны идеи Канта о социальных изменениях в обществе путем реформ, сверху исключающих вооруженную борьбу. Мечта Канта - "всеобщий мир" в форме федерации равноправных республик, созданной для удовлетворения разнообразных потребностей нации и основанной на благоразумии и дорой волей правителей, а также просвещении и воспитании народов. (Комментарии по хрестоматии. С. 153-160).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: