Политико-правовые учения в России (1-я половина XIX в).
Политическая и правовая идеология в России XIX в.
Тема 21.
21.1. Политико-правовые учения в России (1-я половина XIX в).
21.2. Либеральные политико-правовые доктрины. Социалистические политико-правовые теории.
О первой половине XIX в. В.О.Ключевский писал: «Целая половина населения империи, которого тогда считалось свыше 40 млн. душ обоего пола, целая половина этого населения зависела не от закона, а от личного произвола владельца... Крепостное русское село превращалось в негритянскую североамериканскую плантацию времён дяди Тома. Дворяне страшились крестьян, крестьянство злобилось на дворянство, то и другое не питало ни малейшего доверия к правительству, а правительство боялось обоих».
Нарастающие противоречия феодального строя в России отражались в противостоянии и столкновениях либеральной и консервативной («охранительной») идеологии. Становление либерализма в России во многом связано с деятельностью Михаила Михайловича Сперанского (1772-1839) Им были подготовлены ряд проектов по усовершенствованию государственного строя империи. Ряд проектов был написан по указанию Александра I в 1802-1803 г, другие - позже. Так в 1809 г. были подготовлены «Введение к уложению государственных законов», «Проект уложения государственных законов Российской империи»...
|
|
По мнению Сперанского любое государство основано на общей воле народа и передаче им правительству известного количества сил. Из физических сил народа составляется войско, из народных богатств - деньги, из уважения - почести. Если правительство распорядится этими силами неправильно, то «могут быть в государстве войска без силы, деньги без богатства и почести без уважения.»
Цель любого государства, по Сперанскому, обеспечение безопасности личности, собственности и чести каждого. Он различает «внешний образ правления» (постановления, грамоты, учреждения, уставы об устройстве государства) и «внутренний образ правления», который определяет как «расположение государственных сил». Действительная конституция страны существует не на бумаге («внешний образ правления»), а в реальном («вещественном») распределении сил государства на все состояния народа.
«Я нахожу в России два состояния: рабы государевы и рабы помещичьи. Первые называются свободными только в отношении ко вторым, действительно же свободных людей в России нет, кроме нищих и философов».
«Ни в каком государстве политические слова не противоречат стольким вещам, как в России». Отмену крепостничества Сперанский предлагал провести в две эпохи: 1- «из личной крепости помещиков (крестьяне) перейдут в крепость земле»; 2- «во второй эпохе, которая, конечно, не может быть близка и должна быть близка и должна быть приготовлена многими частными распоряжениями, возвратится к крестьянам их древнее право свободного перехода от одного помещика к другому»...
|
|
В проектах 1802-1803гг. Сперанский предлагал для охраны законов создать в России «высший малочисленный класс истинного монархического дворянства», который был бы независим от монарха. Этот класс должен был стать блюстителем основных законов страны, посредником между престолом и народом. Гарантами незыблемости законов в монархическом государстве Сперанский называл свободу печати, гласность государственных дел и силу общественного мнения. Впоследствии он отказался от плана создания в России малочисленного класса родовитой знати.
По Сперанскому, к достижению политической свободы ведут время просвещение и промышленность. «Нет в истории примера, чтобы народ просвещенный и коммерческий мог долго в рабстве оставаться».
...Де Местр, встретившийся со Сперанским в Петербурге, характеризовал его в своих «Петербургских письмах» как последователя и «великого обожателя» Канта... К 1809 г. взгляды Сперанского (что подтверждено его записями) стали более радикальны. Сперанский различает права гражданские и права политические. Одними правами подданные пользуются индивидуально («каждый особенно»); это права гражданские, определяющие степень свободы лица и имущества. Другими правами подданные пользуются коллективно - это права политические, определяющие степень их участия в государственной власти.
В результате проведения реформ народ российский д. б. разделится на три класса. 1-дворянство, 2 - среднее состояние, 3 - народ рабочий («народ рабочий имеет общие права гражданские, но не имеет прав политических... К классу рабочего народа причисляются все поместные крестьяне, мастеровые, их работники и домашние слуги.») Эти сословия не разобщены: личное дворянство (приобретаемое службой) связывает второе сословие с первым, а возможность приобретения недвижимой собственности - третье со вторым.
«Коренные государства законы должны быть творением народа; коренные государства законы предлагают приделы самодержавной воле». Однако конституцию в России предполагалось принять по воле императора.
Для составления законов и «взыскания отчета обо всех уставах и учреждениях» следовало образовать в России Государственную Думу. «Сенат есть верховное судилище для всей империи»
Особое место в системе высших государственных органов должен был занять Государственный совет, в котором «все действия части законодательной, судной и исполнительной власти в главных их отношениях соединяются и через него восходят к державной власти и от нее изливаются». Члены Государственного совета назначаются императором.
Также предполагалось по всей России учредить сеть регулярно собирающихся представительных учреждений: волостная дума, окружная дума, губернская дума. Подобные преобразования планировалось провести к 1811г. Но 1812г. Сперанский был отправлен в ссылку. В отстранении Сперанского немалую роль сыграла «Записка о древней и новой России», где были отражены настроения - основной массы дворянства. Автор записки - Николай Михайлович Карамзин (1766 - 1826) - историк, писатель («История государства Российского», «Бедная Лиза»).
«Что, кроме единовластия неограниченного, может в сей махине производить единство действия?»
«Две власти государственные в одной державе суть два грозные льва в одной клетке, готовые терзать друг друга, а право без власти есть нечто. Самодержавие основало и воскресило Россию... В монархе Российском соединяются все власти: наше правление есть отеческое, патриархальное».
|
|
«Мне кажется, что для твёрдости бытия государственного безопаснее поработить людей, нежели дать им не вовремя свободу, для которой надобно готовить человека исправлением нравственным».
«У нас дворяне, купцы, мещане, земледельцы и прочие — все они имеют свои особенные права - общего нет, кроме названия русских». «Для старого народа не надобно новых законов».
«Россия же существует около 1000 лет и не в образе дикой орды, но в виде государства великого, а нам все твердят о новых образованиях, о новых уставах, как будто бы мы недавно вышли из темных лесов американских! Требуем более мудрости хранительной, нежели творческой. Если история справедливо осуждает Петра 1 за излишнюю страсть его к подражанию иноземным державам, то оно в наше время не будет ли ещё страшнее?»
«У нас не Англия; мы столько веков видели судью в монархе и добрую волю его признавали высшим уставом... В России государь есть живой закон... Не бояться государя - не бояться и закона!»
«Не довольно дать России хороших губернаторов, - надобно дать хороших священников, - без прочего обойдемся и не будем никому завидовать в Европе. Дворянство и духовенство. Сенат и Синод, как хранилище законов, над всеми - Государь, единственный законодатель, единственный источник властей. Вот основание Российской монархии...»
...Отдельная строка нашей темы — политико-правовые идеи декабристов. См. исторический материал, повторение 1816 - «Союз истинных и верных сынов Отечества», с 1818г. - «Союз Благоденствия»; после 1821г. - «Северное и Южное общества»; основные цели: отмена крепостничества, ликвидация самодержавия, всеобщее равенство, «военная революция» - средство достижения цели. Конституция Никиты Михайловича Муравьёва (1795 - 1843) - за императора и Народное Вече, федерацию. «Русская Правда» Павла Ивановича Пестеля(1793 - 1826) - демократичный земельный проект; политические права всем, кто старше 20 лет; республика (Народное Вече - законодательная власть; Державная Дума из 5 человек — исполнительная власть; Блюстительная власть из 120 бояр (Верховный Собор); за единое централизованное государство, а не федерацию.) При всей противоречивости оценок событий 14 декабря 1825г. следует признать восстание на Сенатской площади единственным внешним и наглядным проявлением кризиса крепостного строя, ибо жёстко ставило вопрос об отмене рабовладения в Российской империи.
|
|
После подавления движения декабристов государственной доктриной стала провозглашенная министром просвещения графом Уваровым идея официальной народности (православие, самодержавие, народность). Величие России воспевали литератор Шевырев, историк Погодин и др.
Значимым событием в идейной жизни Росси стало опубликование в журнале «Телескоп» (окт. 1836г.) «Философического письма» Чаадаева (текст). Петр Яковлевич Чаадаев (1794 - 1856), гвардейский офицер в отставке, внук М.М. Щербатова, написал в течение 1829 - 1830г. восемь писем на религиозно - исторические темы (на французском языке). Опубликованный перевод первого «Философического письма» стал рубежом в истории русской общественно - политической мысли, (текст). Причиной отрыва России от величественной истории западных народов Чаадаев считал православие. Письмо стало стимулом к обсуждению исторических судеб страны. Николай 1 повелел считать Чаадаева сумасшедшим.
В ходе дискуссий по вопросу о перспективах развития России сформировались два идейных направления - западники и славянофилы. Западники, вслед за Чаадаевым, видели в странах Западной Европы осуществление идей закона, порядка, долга, справедливости. Лидером московских западников стал профессор истории Тимофей Николаевич Грановский (1813 - 1855). Также видным западником был историк и правовед Константин Дмитриевич Кавелин (1818 - 1885). В их среде обсуждались не проекты конституции будущей России, а общие перспективы развития страны в связи с историей других европейских стран. Первостепенной задачей они считали крестьянскую реформу. Не менее важной рассматривалась проблема прав личности. В.Г. Белинский в 1846 г. писал А.Н. Герцену о Темах Кавелина: «Основная мысль их о племенном и родовом характере русской истории в противоположность личному характеру западной истории - гениальная мысль». Часть западников склонялась к идеям социализма, (Ф.Т. Герцен, В.Г. Белинский, Н.П. Огарев), другие - были противниками этих идей (Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, И.С. Тургенев).
В конце 30-х г. оформилось течение общественной мысли противостояние западникам - славянофилы: Ю.Ф. Самарин, Ф.С. Хомяков, К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские. Они объединялись вокруг журналов «Русская беседа» и «Московитянин». Главной особенностью России отличающей ее от Запада, славянофилы называли «общинное начало», «соборность», единодушие и согласие. «Общинный быт славян основан не на отсутствии личности, а на свободном и сознательном ее отречение своего полновластия». (Самарин). Славяне для того и призвали варягов, чтобы избежать государственных забот и сохранить свободу внутреннюю. Именно Петр 1 разрушил единство, внедрил бюрократию и узаконил «мерзость рабства».
Исходя из суждения, что «государство как принцип - ложь», славянофилы пришли к своей знаменитой формуле: «сила власти - царю; сила мнения - народу». Утверждали, что ранее Земские Соборы выражали свободное мнение народа. Прежде чем принимать решение, власть должна выслушать землю.
«Рабы сегодня - бунтовщики завтра; из цепей рабства куются беспощадные ножи бунта». «Правительству — права действия и, следовательно, закона, народу — сила мнения и, следовательно, слово». (Исторический материал)
Данный вопрос изучался в разных учебных курсах. Уточним лишь ряд его аспектов.
Михаил Александрович Бакунин (1814 - 1876).Его анархистская теория сложилась в середине 60 - х г. («Кнуто - германская империя и социальная революция» - 1871 г., «Государственность и анархия» - 1873 г....) По Бакунину, первый человеческий закон -солидарность, второй - свобода. Одновременно он пишет: «... уважение человеческой личности есть высший закон человечества...; настоящая цель истории, единственная законная, это - гуманизация и эмансипация - очеловечение и освобождение, реальная свобода, реальное благосостояние, счастье каждого живущего в обществе индивида. Ибо... коллективная свобода и благосостояние реальны лишь тогда, когда они представляют свою сумму индивидуальных свобод и процветаний». По Бакунину, независимо от формы любое государство стремится поработить народ насилием и обманом. «И даже когда оно приказывает что-либо хорошее, оно обесценивает и портит это хорошее потому, что приказывает и потому, что всякое приказание возбуждает и вызывает справедливый бунт свободы, и потому ещё, что добро, раз оно делается по приказу, становится злом с точки зрения истинной марали... с точки зрения человеческого самоуважения и свободы».
«В настоящее время существует для всех стан цивилизованного мира только один всемирный вопрос, один мировой интерес - полнейшее и окончательное освобождение пролетариата от экономической эксплуатации и от государственного гнета. Очевидно, что этот вопрос - без кровавой ужасной борьбы разрешится не может».
«Государство должно растворится в обществе, организованном на началах справедливости» (будущем общество — вольная организация рабочих масс снизу вверх, федерация самоуправляющихся трудовых общин артелей без центральной власти и управления).
Особенно резко Бакунин выступал против притязаний ученых на руководство обществом. «Мы признаём абсолютный авторитет науки, но отвергаем непогрешимость и универсальность представителей науки». Критикует Бакунин и «авторитарный коммунизм». По его мнению, пролетариат должен разрушить государство как вечную тюрьму народных масс; «по теории же г. Маркса, народ не только не должен его разрушать, напротив, должен укрепить и усилить и в этом виде должен передать в полное расположение своих благодетелей...»
Основные положения теории «русского социализма» разработал Александр Иванович Герцен (1812 - 1870). Главным для него был поиск форм и методов соединения абстрактных идей социализма с реальными общественными отношениями. В русском крестьянском мире содержатся три начала, позволяющие осуществить экономический переворот, ведущий к социализму: 1 - право каждого на землю, 2 - общинное владение ею, 3 - мирское управление. «Человек - будущего в России - мужик, точно так же, как во Франции работник». Мы русским социализмом называем тот социализм, который идёт от земли и крестьянского быта...»
«Русь надо звать не к топору, а к метлам, чтобы вымести грязь и сор, скопившиеся в России».
«Сельская община представляет у нас ячейку, которая содержит в зародыше государственное устройство, основанное на самозаконности...»
Теоретиком «русского социализма» был и Николай Гаврилович Чернышевский (1828 - 1889). (См.: «Критика философских предубеждений против общинного владения», «Капитал и труд», «Экономическая деятельность и законодательство...»). Герцен называл Чернышевского одним из выдающихся представителей теории не русского, а «чисто западного социализма». Чернышевский верил в силу реформ; видел будущее общество как федерацию основанных на самоуправлении союзов земледельческих общин и промышленно — земледельческих объединений. (Исторические сюжеты).
Пропагандировал теорию «русского социализма» и Петр Лаврович Лавров (1823 -1900) в своём эмигрантском журнале «Вперёд!» «Лишь успехи биологии и психологии подготовили в нашем веке правильную постановку вопросов научного социализма». Его известным вкладом в теорию «русского социализма» была «формула прогресса». «Развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношения; воплощение в общественных формах истины и справедливости». Главные положения рабочего социализма - «прекращение эксплуатации человека человеком. Прекращение управления человека человеком».
Теоретиком народничества был и Пётр Никитич Ткачёв( 1844 - 1885).С 1875г. он издавал в Женеве журнал «Набат» с эпиграфом «Теперь, или очень нескоро, быть может - никогда!»
В отличие от других народников Ткачёв утверждал, что в России уже нарождаются формы буржуазной жизни, разрушающие «принцип общины». Задача революционеров -ускорить процесс общественного развития; «ускориться же он может лишь тогда, когда передовое меньшинство получит возможность подчинить своему влиянию остальное большинство, то есть когда оно захватит в свои руки государственную власть».
Тема 22. Политические и правовые учения в Западной Европе во второй половине XIX – начале ХХ вв.
22.1. Буржуазные политико-правовые учения.
22.2. Социалистическая и коммунистическая идеология.
22.3. Основные политические и правовые учения второй половины XIX века (Остин, Еллинек и др.) и ХХ века (Дюги, Эрлих, Кельзен и др.)