Учение Гегеля о государстве и праве

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). Его философское учение представляет собой высшую ступень в развитии классического немецкого идеализма. Гегель родился в Штутгарде в семье финансового чиновника. После богословского факультета Тюбингенского университета отказался от карьеры пастора и стал изучать философию. В 1818 г. получил кафедру в Берлинском университете. Основные произведения: "Феноменология духа" (1807) "Наука логики" (1812-1816), "Энциклопедия философских наук" (1817), главное произведение по вопросам государства и права - "Философия права" (1821). Гегель доказывал, что истинное (абсолютное) знание может быть достигнуто лишь в рамках философской систему, раскрывающей содержание всех своих категорий и понятии в их логической взаимосвязи. "Истинное действительно только как система". Целостность такой системы призвана была обеспечить диалектика - метод исследования структуры теоретических понятий и переходов между ними. По Гегелю диалектика позволяет построить научную теорию путем последовательного развития мысли от одного понятия к другому. Философская система Гегеля охватывала всю совокупность теоретических знаний того времени. Основными частями гегелевской философии являются: логика, философия природы, философия духа. Каждая из них в свою очередь делится на несколько учений. Государство и право были отнесены теоретиком к предмету философии духа. "Наука о праве есть часть философии. Поэтому она должна развить из понятия идею, представляющую собой разум предмета..."

Свое видения предмета и метода философии права Гегель выразил в знаменитом афоризме, который воспринимался многими последующими теоретиками как квинтэссенция его социально-политической доктрины: "Что разумно, то действительно, что действительно то разумно при разумном (должном) политическом строе. "Познание того, каким предметы должны быть, возникает только из сущности, из понятия вещи".

По Гегелю естественное право относится к положительному так как правовая теория относится к действующему праву. "Познанию того, каким предметы должны быть, возникает только из сущности, из понятия вещи". Но подлинной свободой обладает всеобщая, а не индивидуальная воля.

Идея права проходит три ступени в своем развитии; абстрактное право, мораль и нравственность.

Политический идеал Гегеля отражал стремление немецкого бюргерства к компромиссу с дворянством и установление конституционного строя в Германии путем постепенных реформ с верху.

Гегель оправдывает возможность решать международные споры путем война. "Война очищает дух нации".

(Хрестоматия. Подробные комментарии по тексту. С. 1850207).

18.3. Консервативные политико-правовые учения на рубеже 18-19 вв. (Ж. Д”Местер, К.Л. Галлер, Э. Берк, Г. Гуго, Ф.К. Савиньи).

Ha рубеже ХУШ-Х1Х вв. с осуждением французской революции выступил ряд политических мыслителей. Наиболее известным был Жозеф Де Местер (1753-1821) (долгое время был посланником сардинского короля в Петербургё. Доказывал, что когда Франция встала на путь революции, ее постигла божья карма, отдав страну в руки злодеев.

Особое внимание Д'Местер уделял критике свойственного Просвещению убеждения во всесилии разумного законодательства. По словам Д’Местра, человек не может сочинить конституцию так же, как не может сочинить язык. Он не может создать даже насекомое или пылинку, но вообразил, что он источник верховной власти и стал творить конституции. Д'Местер призывал французов вернуться к своей старинной конституции, которую им дала история, и через монарха получить свободу. И тогда Франция снова станет украшением Европы. По утверждению ДМестра, просвещение и образование вредны; знания разрушают интуитивный стиль жизни и лишают традицию ее "магической". "Универсальным монархом может быть только папа".

Подобные идеи развивал французский политик Виконт Д’Бональ (1754- 1840), он подчеркивал, что демократия произошла от ослабления веры в бога, естественным устройством общества является монархия, ее прообраз и основной элемент семья. В то же время идеал Д’Бональдо - средневековая представительная сословие - монархия с сильной ролью церкви. Государство и религия - "две узды необходимые для сдерживания страстей человеческих". Декларацию прав человека и гражданина предлагал заменить "Декларацией прав Бога", как автора всех совершенных законов.

Карл Людвиг Галлер (1768-1854) так же стремился обосновать средневековые идеалы. Будучи профессором права в Бернском университете он покинул Швейцарию из-за политических переворотов, принял католичество. Его шеститомная "Реставрация политической науки" (1816-1834) вызвала многочисленные дискуссии, резко критиковалась Гегелем ("невероятные нелепости"). Галер считал, что Богом установлен естественный, управляющий всеми человеческими отношениями, согласно которому сильный властвует, слабейший подчиняется. Отвергает идею общественного договора, ставящего человеческий произвол на место вечного, установленного Богом порядка. Бумажные конституции вообще бесполезны. Законы большой частью не нужны, т.к. их положения понятны из естественного закона, "гражданские законы" представляют собой лишь запись (для сведения судей) договоров и обычаев, сложившихся в обществе. Уголовные законы - тоже инструкции, адресованные судьям. Что касается суда, то это не сколько функция государства сколько благодеяние князя. Все государственные служащие - слуги князя.

В 1790 г. английский парламентарий (ирландец) Эдмунтд Берк (1729-1797) опубликовал книгу "Размышления о революции", содержащую полемику с ораторами двух дворянских клубов в Лондоне, разделявших идеи Просвещения, одобрявших события во Франции. По мере развития событий во Франции, подтвердивших худшие опасения Берка, возрастала популярность его сочинения. Книга вызвала много откликов, из которого наиболее известно сочинение Т. Пейна "Права человека".

Берк критиковал Национальное собрание Франции не только из-за некомпетентности его состава ("из провинциальных адвокатов старых муниципальных чиновников, врачей, деревенских кюре), но и еще более за желание одним махом создать новую конституцию для "огромного королевства и каждой его части "на основе метафизических теорий и абстрактных идеалов, выдуманных "литературными политиками"

Задача сильных политических умов - "сохранить и одновременно реформировать". "Честный реформатор" не может рассматривать свою страну как чистый лист, на котором он может писать все, что ему заблагорассудится". Книга Берка стала одним из первых произведений консервативного историзма и традиционализма, противостоящего рационализму революционных политиков-идеалистов. По Берку сила действительной конституции в давности, в традициях. Само учение о государстве и праве должно стать наукой, изучающей исторический опыт, законы и практику, а не схемой априорных доказательств, какой является учение идеологов революции.

В начале XIX в. ряд немецких юристов, создавших историческую школу, выступил с критикой рационализма теории естественного права и веры во всесилии закона. Они доказывали, что нет естественного права и веры во всесилии закона. Они доказывали, что нет естественного права, а есть лишь положительное право, которое имеет свои законы развития, не зависящие от разума. Само право - историческое наследие народа, которое не может и не должно произвольно меняться. Подлинным источником права является не закон, произвольно принимаемый, а обычай, выражающий дух народа. Основателем исторической школы права был профессор (права) в Геттингене - Густав Гуго (1764-1844). В книге "Учебник естественного права, или философия положительного права он оспаривает основные положения теории естественного права, концепцию общественного договора отвергает по ряду оснований: 1-таких договоров не было никогда; 2- общественный договор практически невозможен (миллионы незнакомых людей); 3- концепция общественного договора вредна (никакая власть не будет прочной, если обязанность повиновения зависит от исследования ее исторического происхождения из договора). Власть и право возникали по-разному. Право же возникает из потребности решения споров. Гуго сравнивает право с языком и нравами, которые развиваются сами по себе, без договоров и предписаний. Он оправдывает рабство и право государства ограничивать свободу мысли.

Фридрих Карл Савиньи (1779-1861) - профессор Берлинского университета. Доказывал ошибочность предположения, что право создается законодателем. Право развивается вместе с народом, оно становится особой наукой в руках юристов. Научная обработка права юристами - необходимая предпосылка законодательной деятельности. Но в Германии, по Савиньи, время для законодательных работ не пришло. Его последователь - Георг Фридрих Пухта (1798-1846). Он написал & естественном саморазвитии права, которое растет из народного духа, как растения из зерна. Для охраны права от нарушений народ образовал государство. И законодатель и юристы не создают нормы права, а лишь содействуют раскрытию различных сторон народного духа. Право и государство проистекают из божественной воли через народную волю.

Многие из рассматриваемых учений носят печать реакционности или консерватизма. Но именно они нашли ряд уязвимых звеньев в идеологии Просвещения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: