Ранний социализм (1-я половина XIX в.)

Начало развитию социалистической мысли, положили Шарль Фурье (1772-1837) и Клод Анри Сен-Симон де Ревуа (1760-1825) (См: Фурье, «Теория четырех движений и всеобщих судеб» (1808), «Новый промышленный и социетарный мир» (1829); Сен-Симон «Письма женевского обитателя к современникам» (1802) «Катехизис промышленников» (1823), «Новое Христианство» (1825) Наиболее фундаментальным теоретическим произведением социалистов (коллективистов) было «Изложение учения Сен-Симона», которое издали Базар, Родриг и Анфантен).

Среди теоретиков коммунистических работ следует назвать труды Роберта Оуэна (1771-1858), Буонаротти «Заговор во имя равенства, именуемый заговором Бабёфа». В 1841г. переиздали Кодекс природы Морелли. Исторически сложившимся центром разработки теории стал Париж. Все социалисты и коммунисты порицали развивающийся капитализм. Большинство критикою придавали значение промышленному перевороту, считая, что машинное производство обеспечит изобилие и приблизит коммунизм, понимаемый уже не столь аскетично. Соответственно усилился интерес к изучению истории, экономических основ классового деления общества. Именно захват орудий труда, а не тот или иной политический строй превращает классы в рабов (О. Бланки 1834) «Все рабочие должны стать коммунистами» (Кабе).

К государству и праву коллективисту в целом относились безразлично. Тем не менее французский социалист Лун Блан (1811-1882) поддерживал всеобщее избирательной право. (См.: «Организация труда» (1840г.) и др.) Государство станет «банкиром бедных» При помощи правительственного кредита рабочие организуют производственные ассоциации. «Мы делаем государство не директором мастерских, а их законодателем».

Этьен Кабе (1788-1856) (соц.-фил роман «Путешествие в Икарию» (1840)) считал предварительным условием осуществления коммунизма развитие демократии.

Первое открытое собрание коммунистов (банкет коммунистов в Бельвине 1 июля 1840г - около 1200 участников) поддержало идею насильственной социальной революции, ведущей к установлению народной диктатуры. Один из организаторов - Теодор Дезами (1803-1850) См.: «Кодекс общности» (1842-1843) «Постепенное освобождение всех народов менее чем через десять лет войны» подобные идеи разделял Луи Огюст Бланки (1805-1881) Вильгельм Вейтлинг (1808-1871).

Однако сен-симонисты считали революцию катастрофой. «Для меня демократия и коммунизм - синонимы» (Кабе) В тоже время в его Икарии «нет решительно ничего во всём, касающемся пищи, что не было бы урегулировано законом. Именно он дозволяет и разрешает любой вид пищи». Разработанная комитетом ученых книга имела силу закона. Предписан был и сон с 22 до 5. Существовала одна национальная газета.

Коллективисты изучали вопрос о переходном периоде к коммунизму: от 20 до 100 лег. «Heт прочной революции без просвещения» считали, что отомрет государство и право.

В рассматриваемое - время серьёзной альтернативой политическим реформам и борьбе стало движение профессиональных союзов. Лидеры английских рабочих: Моррисон, Смит, Бенбоу — доказывали, что профсоюзное движение важнее всех политических свобод. Действенным средством борьбы становилась забастовка. Эти идеи, звучали на организованном оуэнистами конгрессе кооперативов и тред-юрионистов (1833)

Интересно, что в журнале «Братство» (1841г.) отмечалось: «По мере продвижения человечества вперед общая воля становится всё более ясной, народный суверенитет всё более разумным.»

Таковы направления политико-правовых учений в первой половине XIX века в Западной Европе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: