Факторы формирования выручки от реализации продукции
Возможны два варианта методики анализа реализации продукции:
1. Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:
ГПн + ТП = РПотг + ГПк,
Отсюда: РПотг = ГПн + ТП – ГПк,
где ГПн, ГПк – остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;
ТП – стоимость выпуска товарной продукции;
РПотг – объем реализации продукции (рассчитанной по отгрузке) за отчетный период.
2. Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс будет:
ГПн + ТП + ОТн = РПопл + ОТк + ГПк,
Отсюда: РПопл + ГПн + ТП + ОТн - ОТк - ГПк,
где ОТн, ОТк – остатки отгруженной продукции на начало и конец периода;
РПопл – объем реализации продукции по оплате за отчетный период.
Проведем расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции на примере (Таблица 5.1)
Анализ факторов изменения объема реализации продукции
№ | Показатель | Сумма в сопоставимых ценах, тыс. руб. | ||
1998 г. | 1999 г. | Отклонение | ||
Остаток готовой продукции на начало года | -4201 | |||
Выпуск товарной продукции | +25022 | |||
Остаток готовой продукции на конец года | +1430 | |||
Отгрузка продукции за год (п.1 + п.2 – п.3) | +19391 | |||
Остаток товаров, отгруженных покупателям, на начало года | --- | -1742 | ||
Остаток товаров, отгруженных покупателям, на конец года | --- | --- | --- | |
Реализация продукции (по оплате) (п.4 + п.5 – п.6) | +17649 |
Из таблицы 5.1 видно, что объем реализации продукции увеличился в основном за счет роста ее выпуска. Нулевые остатки товаров отгруженных на конец 1998 г. и в 1999 г. могут говорить о переходе предприятия на систему предоплаты.
|
|
Факторы, влияющие на объем производства продукции, можно объединить в три группы:
1) Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования:
ВП = ЧР × ГВ,
РП = ЧР × ГВ × Дв,
где ВП – валовая продукция;
ЧР – среднесписочная численность рабочих;
ГВ – среднегодовая выработка на одного работающего;
РП – объем реализованной продукции;
Дв – доля реализованной продукции (выручки) в общем объеме валовой продукции
2) Обеспеченность предприятия основными производственными фондами и эффективность их использования:
ВП = О̅П̅Ф̅ × fО ОПФ,
РП = О̅П̅Ф̅ × fО ОПФ × Дв,
где О̅П̅Ф̅ – среднегодовая стоимость основных производственных фондов;
fО ОПФ – фондоотдача основных производственных фондов.
3) Обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования:
|
|
ВП = М̅З̅ × МО,
РП = М̅З̅ × МО × Дв,
где М̅З̅ – затраты материальных ресурсов на производство продукции;
МО – материалоотдача.
Группировка продукции по отраслевым сегментам используется при анализе структуры продукции, т.е. соотношения отдельных ее видов в общем выпуске. Для этого продукцию делят на соответствующую и не соответствующую профилю данного предприятия, на сравнимую и несравнимую (новую) продукцию и др. Увеличение объема производства и реализации по одним видам изделий и сокращение по другим, прекращение изготовления какого-либо вида продукции или выпуск нового изделия приводит к изменению структуры продукции.
Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска и реализации, материалоемкость, себестоимость продукции, прибыль, рентабельность.
Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести методом цепных подстановок. Проанализируем влияние структуры произведенной продукции на объем выпуска (таблица 5.2).
.
Анализ структуры товарной продукции
Изделие | Оптовая цена за 1 шт., тыс. руб. | Объем производства продукции, шт. | Товарная продукция в ценах базисного года, тыс. руб. | Изменение товар- ной продукции за счет структуры | ||||
Базис-ный год | Отчет-ный год | Базисный год гр.2 х х гр.3 | В отчет-ном году при струк-туре базисного года | Отчетный год гр. 2 х х гр.4 | Тыс. руб. гр.7 – – гр.6 | В % к общему измене-нию | ||
А | +241 | +45,47 | ||||||
В | -1387 | -261,7 | ||||||
С | +488 | +92,08 | ||||||
D | +1188 | +224,15 | ||||||
Итого | - | +530 | +100,0 |
Данные графы 6 получены умножением величины из графы 4 по каждому виду продукции на коэффициент изменения объема производства (КИОП), равного:
КИОП = 7227 / 7096 = 1,01846
Если бы в отчетном году объем производства равномерно увеличился на 101,846% по всем видам продукции, то общий объем производства в базисных ценах составил бы 133035 тыс. руб. Но в результате изменения структуры продукции он увеличился на 530 тыс. руб. Это означает, что увеличилась доля более дорогой продукции (в данном примере – изделия D) в ее общем выпуске.
Аналогично можно определить влияние структуры продукции и на другие показатели деятельности предприятия.