double arrow

Анализ продукции по отраслевым сегментам


Факторы формирования выручки от реализации продукции

Возможны два варианта методики анализа реализации продукции:

1. Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:

ГПн + ТП = РПотг + ГПк,

Отсюда: РПотг = ГПн + ТП – ГПк,

где ГПн, ГПк – остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;

ТП – стоимость выпуска товарной продукции;

РПотг – объем реализации продукции (рассчитанной по отгрузке) за отчетный период.

2. Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс будет:

ГПн + ТП + ОТн = РПопл + ОТк + ГПк,

Отсюда: РПопл + ГПн + ТП + ОТн - ОТк - ГПк,

где ОТн, ОТк – остатки отгруженной продукции на начало и конец периода;

РПопл – объем реализации продукции по оплате за отчетный период.

Проведем расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции на примере (Таблица 5.1)

Анализ факторов изменения объема реализации продукции

    № Показатель Сумма в сопоставимых ценах, тыс. руб.
1998 г. 1999 г. Отклонение
Остаток готовой продукции на начало года -4201
Выпуск товарной продукции   +25022
Остаток готовой продукции на конец года +1430
Отгрузка продукции за год ( п.1 + п.2 – п.3) +19391
Остаток товаров, отгруженных покупателям, на начало года --- -1742
Остаток товаров, отгруженных покупателям, на конец года --- --- ---
Реализация продукции (по оплате) ( п.4 + п.5 – п.6) +17649

Из таблицы 5.1 видно, что объем реализации продукции увеличился в основном за счет роста ее выпуска. Нулевые остатки товаров отгруженных на конец 1998 г. и в 1999 г. могут говорить о переходе предприятия на систему предоплаты.




Факторы, влияющие на объем производства продукции, можно объединить в три группы:

1) Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования:

ВП = ЧР × ГВ,

РП = ЧР × ГВ × Дв,

где ВП – валовая продукция;

ЧР – среднесписочная численность рабочих;

ГВ – среднегодовая выработка на одного работающего;

РП – объем реализованной продукции;

Дв – доля реализованной продукции (выручки) в общем объеме валовой продукции

2) Обеспеченность предприятия основными производственными фондами и эффективность их использования:

ВП = О̅П̅Ф̅ × fО ОПФ,

РП = О̅П̅Ф̅ × fО ОПФ × Дв,

где О̅П̅Ф̅ – среднегодовая стоимость основных производственных фондов;

fО ОПФ – фондоотдача основных производственных фондов.

3) Обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования:

ВП = М̅З̅ × МО,

РП = М̅З̅ × МО × Дв,



где М̅З̅ – затраты материальных ресурсов на производство продукции;

МО – материалоотдача.

Группировка продукции по отраслевым сегментам используется при анализе структуры продукции, т.е. соотношения отдельных ее видов в общем выпуске. Для этого продукцию делят на соответствующую и не соответствующую профилю данного предприятия, на сравнимую и несравнимую (новую) продукцию и др. Увеличение объема производства и реализации по одним видам изделий и сокращение по другим, прекращение изготовления какого-либо вида продукции или выпуск нового изделия приводит к изменению структуры продукции.

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска и реализации, материалоемкость, себестоимость продукции, прибыль, рентабельность.

Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести методом цепных подстановок. Проанализируем влияние структуры произведенной продукции на объем выпуска (таблица 5.2).

.

Анализ структуры товарной продукции

Изделие Оптовая цена за 1 шт., тыс. руб. Объем производства продукции, шт. Товарная продукция в ценах базисного года, тыс. руб. Изменение товар- ной продукции за счет структуры
Базис-ный год Отчет-ный год Базисный год гр.2 х х гр.3 В отчет-ном году при струк-туре базисного года Отчетный год гр. 2 х х гр.4 Тыс. руб. гр.7 – – гр.6 В % к общему измене-нию
А +241 +45,47
В -1387 -261,7
С +488 +92,08
D +1188 +224,15
Итого - +530 +100,0

Данные графы 6 получены умножением величины из графы 4 по каждому виду продукции на коэффициент изменения объема производства (КИОП), равного:



КИОП = 7227 / 7096 = 1,01846

Если бы в отчетном году объем производства равномерно увеличился на 101,846% по всем видам продукции, то общий объем производства в базисных ценах составил бы 133035 тыс. руб. Но в результате изменения структуры продукции он увеличился на 530 тыс. руб. Это означает, что увеличилась доля более дорогой продукции (в данном примере – изделия D) в ее общем выпуске.

Аналогично можно определить влияние структуры продукции и на другие показатели деятельности предприятия.







Сейчас читают про: