График самостоятельной работы студентов (см. приложение 2) и методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.
Студенты, изучающие курс «История культуры и искусства» должны заниматься самостоятельной работой. В связи с ограниченным количеством часов на лекции и практические занятия, не представляется возможным изучить историю искусств во всей полноте, всю рекомендуемую литературу в соответствии с программой курса. Именно поэтому важное значение приобретает систематическая самостоятельная работа студента, заключающаяся не только в изучении необходимых источников, но и в просмотре и анализе произведений искусства, при посещении экспозиции музеев и временных выставок. Умение выражать свои впечатления от увиденного, убедительно объяснять содержание произведений, характеризовать особенности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, а также своеобразие того или иного произведения необходимо для будущих мастеров-прикладников.
|
|
Самостоятельная работа студента, под руководством преподавателя делится на следующие виды:
1. Подготовка к семинарским занятиям.
На семинарских занятиях студенты должны выступать с сообщениями об отдельных этапах развития искусства, о творчестве крупных художников, анализировать стилистические особенности направлений искусства, анализировать художественные произведения. При этом самостоятельная работа студентов находится в тесной связи с лекционным материалом, прочитанным преподавателем.
Важной самостоятельной работой студентов при подготовке к семинарским занятиям является знакомство с различной методической литературой. Работа студентов с методической литературой позволяет им более углубленно освоить курс истории искусств, обратить большое внимание на вопросы хронологии, терминологии и методологии.
Важную роль в самостоятельной работе студентов при подготовке к семинарским занятиям имеет работа студентов с первоисточниками, монографиями и учебной литературой. Преподаватель акцентирует внимание студентов на наиболее важных работах по предполагаемой тематике. При этом студент, обращаясь к источнику, обогащает свои знания для подготовки к семинарскому занятию.
Преподаватель, направляя самостоятельную работу студента при подготовке к семинару, должен указать на наличие разных точек зрения на рассматриваемую проблему, отметить работы, не являющиеся научными.
2. Изучение произведений искусства.
Анализ произведения осуществляется в единстве зрительной и мыслительной деятельности, это – наиболее сложный этап в изучении произведений. Активная работа наблюдения при анализе произведений не только способствует развитию «художественного чутья» студентов, но и позволяет им применять приобретенные ранее знания и накапливать новые. В свою очередь, изучая и разбирая произведения, студенты осмысливают их содержание, жанровые и композиционные особенности, постигают выразительные средства.
|
|
3. Важным компонентом самостоятельной работы студента является подготовка студентов к тестовым заданиям. Преподаватель либо заранее должен определить тематику тестирования, либо лишь определить примерный перечень тем, по которым затем будут даны тесты.
При подготовке к тестированию студент должен работать с лекционным материалом, прочитанным преподавателем, а также опираться на методическую литературу, где отражены основные проблемы указанной тематики. При подготовке к тестированию преподавателю необходимо указать студентам необходимую литературу.
4. Подготовка к экзаменам важная и неотъемлемая часть самостоятельной работы студента. Подготовка идет непосредственно в ходе изучения курса «История искусств». Подготовка к экзамену делится на следующие компоненты:
а) работа с лекционным материалом, который является во многом определяющим при подготовке к экзамену;
б) работа с учебной и методической литературой, которую в течение года рекомендует преподаватель;
в) просмотр произведений искусства (репродукций) и их анализ;
г) участие в предэкзаменационных консультациях. Преподаватель должен накануне экзамена провести консультацию, на которой должен помочь студенту разобрать все непонятные вопросы для подготовки к экзамену.