Роль речи в развитии ребенка

Речь детей как объект изучения и воспитания

В трудах Коменского, Песталоцци, Руссо, Ломоно­сова, Радищева, Одоевского, Ушинского и других име­ются в разной степени выраженные сведения о роли речи в развитии ребенка, последовательности форми­рования детской речи, об устной и письменной речи, речи воспринимаемой и речи звучащей, об обязатель­ных предпосылках образования речи (психические и физиологические компоненты), о составных компонен­тах звучащей речи (звук, слово, фраза, голос, вырази­тельность, жестикуляция, мимика, темп) и письменной речи (чтение, письмо).

Характерно, что речь ребенка гуманисты-просве­тители рассматривали как обязательную часть общего развития ребенка и как средство его воспитания.

Умение ребенка хорошо говорить Коменский и Руссо относили к обязательной составной части обще­го воспитания ребенка. По мнению Коменского, мы все в детстве учимся «знать, действовать, говорить». По­этому основные задачи воспитания ребенка сводятся:

1) к знанию им природы и общественных отношений;

2) к умению действовать;

3) к умению говорить.

Среди элементов знаний, которыми ребенок дол­жен овладеть в раннем детстве, знания родного языка занимают, таким образом, одно из важных мест.

Как составная часть общего воспитания ребенка, развитие его речи тесно связано с развитием его по­знавательных и умственных способностей. Развитие речи и умственных способностей ребенка неотделимы. Причем речь значительно способствует развитию ум­ственных способностей ребенка. «С того времени, — писал Радищев, — как ребенок начинает говорить, развержение его умственных сил становится все при­метнее». Особо тесную связь он усматривал в разви­тии речи ребенка с развитием его мышления и памяти. По мнению Одоевского умственное развитие ребенка начинается, когда он входит в соприкосновение с ок­ружающим миром, знакомится с ним в процессе лич­ного опыта. Получаемые таким образом первоначаль­ные знания дополняются и расширяются посредством речи, а именно разговоров с детьми.

Беспредельно значение языка как источника знаний. «Речь предназначена для того, чтобы учиться», — писал Коменский. Считая язык важнейшим средством позна­ния, Песталоцци относил его к «вспомогательной силе человеческой природы», предназначенной помочь ребен­ку плодотворно усвоить знания, приобретенные путем чувственного восприятия. Поэтому главную цель и зна­чение языка он видел в том, чтобы вести ребенка от смутных чувственных восприятий к четким понятиям.

При этом Песталоцци отмечал, что «язык дает ре­бенку в короткое мгновение то, что человек получил от природы за тысячелетия». Эту мысль прекрасно развил впоследствии Ушинский. Усматривая тесную связь меж­ду языком и народом, который им владеет, Ушинский находил, что каждое новое поколение, овладевая без осо­бого труда родным языком, «усваивает в то же время плоды мысли и чувства тысячи предшествующих поко­лений». Поэтому ребенок, овладевая родным языком, учится не только условным звукам, но «пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова». При этом ребенок усваивает не только слова, их сложения и видо­изменения, но бесконечное множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка.

И делает это легко и скоро. В этом отношении он делает столько, что не сможет и половины сделать в 20 лет прилежного и методического учения.

Оценивая роль языка в развитии познавательных и умственных способностей детей, Ушинский с полным основанием называет его в этом отношении «великим народным педагогом», «наставником и учителем».

Сказанное выше о значении языка, о его роли в общем развитии ребенка предполагает уже вывод о том, какой непоправимый вред могут иметь несовершен­ства, недостатки, расстройства речи для формирующе­гося человека. Прямых указаний на это в работах эн­циклопедистов-просветителей мы не находим, но пред­полагать такое заключение вполне правомерно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: