double arrow

Последовательность формирования детской речи


Я.А. Коменский считал, что начало развития речи у детей может проявляться с 6 месяцев, но обычно это происходит в конце первого года. В это время в детском языке формируются отдельные звуки, слоги, что на следующий год обыкновенно проявляется полнее. При этом Коменский обращал внимание на то, что развитие речи у детей происходит с крайней неравно­мерностью. «Некоторые двухлетние дети уже прекрас­но говорят и быстро все воспринимают, другие в пять лет едва делают то же». Данное наблюдение позволило ему утверждать необходимость обучения речи детей начиная с первого-второго года их жизни. Он выделял три ступени обучения: лепет (отдельные слова), связ­ная речь, красноречие. На первой ступени должно изучаться основание языка — слова, которые в отдель­ности надо понимать, произносить и изменять. На вто­рой ступени учить, как связывать из слов фразы и строить из них предложения и периоды, на третьей ступени — как из этих элементов должен вытекать поток речи, приятный и действующий на других.

Ж.Ж. Руссо отмечал другую особенность детской речи. Он говорил, что первое развитие детства подви­гается для ребенка со всех сторон разом. Ребенок по­чти одновременно учится и говорить, и есть, и ходить. Здесь, собственно, начинается «первая эпоха его жиз­ни». До этого он остается почти тем же, чем был во чреве матери.




Первые проявления речи ребенка — это плач. Когда дети начинают говорить, замечает он, они мень­ше плачут. Это естественный прогресс, ибо в этом случае у ребенка один язык заменяется другим. Если ребенок может сказать словами, что он страдает, зачем ему это делать криками, плачем, за исключением тех случаев, когда боль слишком сильна, чтобы ее можно было выразить словами.

И.Г. Песталоцци в развитии детской речи просле­живал определенные закономерности в последова­тельном овладении речью. Крик ребенка — это пер­вое проявление его способности к речи. За криком следуют звуки еще не имеющие никакой связи с чле­нораздельной речью. Лишь много месяцев спустя эти звуки постепенно начинают походить на гласные и со­гласные, приближенные к звучанию некоторых сло­гов и слов, которые часто слышит ребенок. Ребенок «лепетно» повторяет вслед за матерью легкие звуки, простые слова, смысл которых он вначале не понима­ет. Этот период Песталоцци называет «подготовитель­ной ступенью для реального формирования способ­ности к речи».

Изучение ребенком родного языка и овладение им начинается, по мнению Песталоцци, с впечатлений от объектов, «чувственно познаваемых им при наблюде­нии, и названия которых сделались притом знакомыми его слуху и привычными его устам». Научившись уз­навать объекты и произносить их названия, ребенок постепенно учится узнавать и выражать словами их свойства и действия, то есть относящиеся к ним имена прилагательные и глаголы. Причем переход в усвое­нии речи от объектов к прилагательным, а от них к глаголам, отмечал Песталоцци, отнюдь не является пос­ледовательным во времени. «Младенец слышит назва­ние объекта, прилагательные и глаголы не в какой-то последовательности во времени и не обособленно друг от друга. Он усваивает их так, как их слышит — тесно связанными между собой во фразах».



Исходя из сказанного выше, Песталоцци в своей системе обучения речи детей выделяет 3 ступени:

1) Обучение звуку, или средства развития органов речи.

2) Обучение словам, или средства ознакомления с отдельными предметами.

3) Обучение речи, или средства научиться ясно вы­ражаться о предметах, ставших нам известными и обо всем, что мы в состоянии о них узнать». К.Д. Ушинский обращал внимание на то, что в

процессе развития детской речи ребенок в силу осо­бой подражательности овладевает языком взрослых, но сам еще не дорастает до этого языка. Поэтому множе­ство слов, употребляемых ребенком, еще не является его духовным достоянием.



Кроме того, язык детей не всегда бывает безукориз­нен: он может быть «испещрен неправильностями, не­домолвками, провинциализмами, барбаризмами». В слу­чаях слабого развития внимания у ребенка, его речь может быть «отрывиста и бессвязна, выговор слов плох». Поэтому при воспитании речи ребенка первой задачей является забота о том, чтобы научить ребенка полнее овладевать содержанием «сокровищ родного языка», которые он усвоил подражанием,- полусозна­тельно и даже бессознательно, механически. Второй задачей является необходимость «исправлять недостат­ки детской речи и пополнять словарный запас ребен­ка». Третья задача — обучить ребенка грамматически правильной речи.

Работа по усвоению ребенком родного языка, по мнению Ушинского, должна начинаться с самых пер­вых дней и «по своей первостепенной важности для всего развития человека должна составлять одну из главнейших забот воспитателя».







Сейчас читают про: