Цивилизация культурного рынка

Описывать достижения античной цивилизации можно, кажется, до бесконечности. В ней все удивитель­но, если смотреть на нее, отрешившись от стереотипов. Например, агора — средоточие и место зарождения цивилизованного рынка. Рыночная площадь Афин пред­ставляла особый социальный и экономический меха­низм, чутко реагировавший на товарную конъюнктуру и колебания спроса. Цивилизованным античный рынок надо считать хотя бы потому, что на нем господствовал не производитель, а потребитель. Всем своим устрой­ством он защищал высокие ценности профессионализ­ма, качество продукции и интересы покупателей. Спе­циальные люди — агораномы — следили за количеством и качеством товаров. Специальные правила и принци­пы регулировали товарно-денежные взаимоотношения.

Один из них — принцип «пропорциональной вза­имности» Аристотеля, служивший фундаментом древ­негреческой цивилизации. В «Никомаховой этике» Стагирит писал о том, что общественные отношения по поводу обмена поддерживаются особым видом справед­ливости. Она подразумевает пропорциональность, но не равенство. Общество, учил Аристотель, держится тем, что каждому воздается пропорционально его дея­тельности. Стало быть, рынок и обмен должны строить­ся на оказании взаимных услуг. Услуга должна оплачи­ваться услугой. Получивший одолжение не только отвечает услугой, но сам начинает с одолжения.

Аристотелевская этика деловых отношений после­довательно реализовывалась древнегреческим рынком. Он ориентирован не только и не столько на интересы богатых клиентов, сколько на удовлетворение повсед­невных запросов рядовых, среднего достатка афинян. Потребности греков — разумные и умеренные — вос­питывались с детства самим образом жизни и средой: простая одежда, некрепкое вино, легкая, но сытная пища.

Духовные ценности и гражданские доблести стави­лись греческой культурой много выше, чем владение вещами и деньгами. Да и сами деньги должны добы­ваться честным и добросовестным трудом. Только че­рез две тысячи лет нормы античной трудовой этики, помноженные на деловой практицизм, были восстанов­лены в правах западноевропейским протестантизмом.

В подобной системе нет места чрезмерному обога­щению и чрезмерному обнищанию. Хотя богатство само по себе не презирается, но безудержная погоня за день­гами и роскошью осуждается. Как осуждается и брава­да нищетой. Она для греков является причиной неже­лания работать. Если не приложены упорный труд, сноровка и сообразительность, человек впал в расточи­тельность, чревоугодие или иной порок, связанный с погоней за удовольствиями, его ждет неизбежная рас­плата — обнищание. Ведь каждому предоставлена воз­можность трудиться, надо лишь умело ею воспользо­ваться. Неумеющий трудиться, конечно же, лучше нежелающего трудиться, но это не может служить ему оправданием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: