Вопросы к главе

Дисциплинарная система

Стиль руководства

Если стиль руководства рассматривать как слагае­мое конкретных методов, используемых во взаимоотно­шениях с подчиненными, то у Тейлора к ним относятся:

1) приемы, с помощью которых достигается мотивация поведения;

2) определенные социальные санкции и дисциплинар­ные меры.

Для стиля супервайзера (десятника, мастера) харак­терна установка на обучение посредством «наглядных уроков». Старый метод руководства заключался в том, что рабочему самому предоставлялась возможность выполнить задание, и если он с ним не справлялся, то его увольняли. Тейлор, напротив, предлагал сначала разобраться в допущенных рабочим ошибках, а затем показать рациональный и быстрый способ их устране­ния. Такой подход он называл «доброжелательностью и помощью вместо подхлестывания» [53, с. 61]. Он счи­тал: если руководитель, имеющий высшее инженерное образование, не может встать к станку и показать ра­бочему, как правильно что-либо делать, то его надо признать некомпетентным.

Дисциплинарные приемы составляли определен­ную систему, применение которой требовало тщатель­но проверенного плана [53, с. 263]. Исходный принцип звучал так: разнообразие мер наказания должно соот­ветствовать разнообразию характеров (или типов) лю­дей. Он продолжал другой тейлоровский принцип — соответствие типов людей видам работы. Например, первый тип людей — «сознательные, добросовестные и готовые все сделать, как следует», — требуют слабого намека или объяснительных слов [53, с. 264] и т. д.

Отсюда вытекает правило межличностных отноше­ний, которого следует придерживаться при адаптации молодых рабочих: с новичком начинать разговор в са­мом дружелюбном тоне.

Уже здесь видны контуры нового принципа, кото­рый затем получит полное развитие: применять силь­ные меры только после того, как слабые перестали действовать.

Таким образом строится шкала нарастающих санк­ций: вначале применяются уговоры, увещевания, затем выговор, который сменяется экономическим наказани­ем — штрафом. И лишь в самом крайнем случае адми­нистрация прибегает к наисерьезнейшему средству — увольнению, выбрасывая человека на улицу и оставляя его без средств к существованию.

Дисциплинарная система — лишь один из элемен­тов грандиозного здания тейлоризма. Различных сис­тем, приемов, принципов и методов в этом здании де­сятки. По масштабам система Тейлора до сих пор не имеет аналогов.

1. Что полезного найдет для себя современный менеджер в тейлоровской концепции управления персоналом? Представьте себя на месте такого менеджера и найдите у Тейлора 4 — 5 полезных принципов.

2. Помните вопросы, которые были заданы в тексте гла­вы? Вот они: можно ли назвать подход Тейлора упроще­нием (т. е. обеднением) труда? Не скрыты ли в нем эле­менты самого настоящего обогащения труда? Не спешите ответить, Прочитайте дополнительную литера­туру и устройте групповую дискуссию.

3. Еще одна тема для дискуссии. В последние годы амери­канские педагоги говорят о необходимости индивиду­ального подхода к каждому ученику. Считается, что дети по-разиому развиваются, проходят различные фазы развития. Среднеуспевающие ученики — это не интеллектуально отсталые дети, просто у них фаза рас­цвета творческих способностей наступает позже, чем у отличников, — после окончания школы. Исследования показывают, что одни ученики любят заниматься в пол­ной тишине, другие — при включенном на всю мощь магнитофоне, одни активизируются при минимальном температурном режиме, другие — при максимальном и т. д. Проведите параллели между тейлоровской диффе­ренциальной системой труда и индивидуальным подхо­дом в педагогике. В чем сходство и различие?

4. Критика Ф.Херцбергом воззрений индустриальных ин­женеров и Тейлора, описанная в главе, имела, несомнен­но, веские основания. Но прав ли былХерцберг, смеши­вая два подхода, и не выхолостил ли он содержание тейлоризма? Ответ аргументируйте.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: