double arrow

Конкретный пример 1 Египетская бюрократия

Социальное положение и материальное благополу­чие египтянина зависело от того, какую ступеньку в служебной иерархии он занимал. Доступ к службе был облегчен для знати, хотя не был закрыт для других со­словий. Он зависел отуровня образования, поэтому сча­стливчики, попавшие в правительственную придворную школу, могли дослужиться до высших постов и завещать свой статус детям. Последние автоматически вступали в ряды аристократии, но служебную карьеру должны были начинать снизу — с должности обыкновенного писца.

Несмотря на множество должностей, точного раз­граничения функций не существовало. Отсюда споры и вражда между отдельными ведомствами. Характер­ная черта египетской бюрократии — широкое совмес­тительство и параллельное существование системы должностей и системы чинов. Управление провинция­ми лежало на номархах, совмещавших судебную власть и сбор податей. Они назывались «начальниками пору­чений». Во главе чиновной знати стоял визирь, соеди­нявший судебную, административную и полицейскую власть. Его именовали «начальников всего государства» либо «созерцающим тайны неба». На него возлагались обязанности издавать законы, повышать в чинах, уста­навливать пограничные камни, улаживать конфликты между чиновниками. В его ведении находились государ­ственный архив и шесть судебных палат.

Важным вельможей был также хранитель печати, или казначей. Его титул — «заведующий всем, что есть и чего нет». Под его началом состояли смотрители «двух житниц», рядовые писцы, «начальник царских угодий», заведующие царскими виноградниками, министр обще­ственных работ (начальник работ), военный и морской министры. Кроме них были коменданты крепостей, начальники караванов, главы замков, округов и дере­вень, начальники жрецов.

Представители знати носили титул «стоящий над людьми», обозначавший принадлежность к высшему сословию. Верхушка знати — князья — имели кроме того придворные титулы: «царский знакомый», «друг», «един­ственный друг». Венец карьеры чиновника — получе­ние сана «имахи» — подданного царя. Он имел право еще при жизни строить себе гробницу. Обычным воз­награждением для верных подданных были саркофаг из казенных каменоломен, жертвенная доска, фасад гроб­ницы для заупокойного культа, участок земли. За особые заслуги жаловались целые города. В своих посмертных автобиографиях, начертанных на стенах гробниц, вель­можи обязательно перечисляли как свои заслуги, так и царские милости. В сохранившейся автобиографии вель­можи Птамепсеса говорится, что он был воспитан во дворце вместе с царевичами, женился на старшей ца­ревне, сделался верховным жрецом в Мемфисе и на­столько возвысился, что «его величество позволил ему целовать свои ноги и не позволил ему целовать пол».

Чиновникам — гражданским и духовным — могли быть пожалованы особые привилегии — освобождение от повинностей (переноска тяжестей, выполнение по­ручений), кормления скота, полевых работ, постоя ку­рьеров. За это они должны были не только ревностно выполнять свои обязанности, но и следить за благопо­лучием своих подданных. В автобиографиях номархи гордились не только тем, что их любит фараон, но и тем, что отечески заботились о жителях вверенных им горо­дов. В знак благодарности подданные называли своих детей именами любимых правителей.

Номархи с удовольствием повествовали о добрых делах. Один из них, по имени Амени, уверял: «Не было дочери бедняка, которую бы я обидел, не было вдовы, которую бы я утеснил..., не было голодного в мое вре­мя». Забота о подданных не оставалась незамеченной фараоном. Он щедро награждал чиновников, помня о том, что сильная центральная власть, патерналистский стиль управления препятствовали развитию центро­бежных сил и сепаратистских устремлений.

Повышение в должности сопровождалось не только дополнительными привилегиями (лично чиновнику и его подданным), но и эмоциональным подъемом, высокой мотивацией. Вельможа Сиренповет возвысился до того, что стал «вторым из двух и третьим из трех на этой зем­ле». «Я сильно кланялся, пока горло не лишилось дыха­ния. Я ликовал, когда меня подняли до неба,., плясал подобно планетам. Мой город ликовал, мои войска лико­вали,.. старики вместе с детьми были в радости».

Источник: Тураев Б.А. История Древнего Востока. Т. I. Л., 1936.С. 196-203, 218, 221.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: