Смешение цели и мотива

Но считать целью бизнеса получение прибыли так же неверно, как и считать целью бизнеса получение за­работной платы. Коммерческие предприятия существу­ют не для того, чтобы платить зарплату или создавать рабочие места. Для этого предназначены общественные работы. Коммерческие предприятия существуют для того, чтобы производить или распределять товары и услуги.

И обязанность тех, кому доверено управлять совре­менным крупным коммерческим предприятием — под­держивать баланс между интересами, личными моти­вами всех, кого затрагивает судьба предприятия. Во-первых, они обязаны сохранять капитал акционеров. Но чтобы делать это эффективно, часто приходит­ся объяснять акционерам, что им придется долгое вре­мя обходиться без дивидендов, так как это лучшее сред­ство для сохранения их собственности. Иначе говоря, они должны сохранить возможность продолжения биз­неса и достижения его цели — а именно, производства или продажи каких-либо товаров. Пока не обеспечена возможность реализации этой цели, вопрос о прибыли не возникает и не должен возникать.

Равным образом, администрация не может платить зарплату ниже отраслевого стандарта, не рискуя выз­вать трудовой конфликт, который может надолго выве­сти предприятие из строя. Те же соображения касают­ся отношений с поставщиками и потребителями. Если прибыль считается главной целью, то при благоприят­ствующем рынке появляется множество возможностей вести очень жесткие переговоры. Но мудрый админи­стратор всегда будет взвешивать соотношение этих временных преимуществ и опасности, используя их, нанести вред благосостоянию предприятия и дальней­шей торговле.

Командование должно представлять общую цель.

Все эти примеры доказывают бессмысленность утверждения, что прибыль — главная или единствен­ная цель бизнеса. Такое утверждение, по мнению Урвика, не соответствует действительности. Оно по­стоянно вводит людей в заблуждение и вредит эф­фективному администрированию. Во-первых оно не дает администратору возможности эффективно пла­нировать, так как он не может достаточно точно оп­ределить цель. Во-вторых оно препятствует правиль­ному пониманию и осуществлению фундаментальной цели командования — защиты главных интересов. Ру­ководитель не может обеспечивать внутри предпри­ятия подчинение всех индивидуальных интересов (че­столюбие, жадность, борьба за зарплату, статус, личную власть) общему интересу, если во взаимоот­ношениях с внешней средой главной целью предпри­ятия считается бесконтрольная реализация этих са­мых интересов.

Такие же соображения касаются других социаль­ных групп, где мотив получения прибыли не играет главной роли. Если узкий круг руководителей предприятия пытается обеспечить себе привилегии или пре­имущества, явно не связанные с основным интересом предприятия и не способствующие достижению цели, ради которой оно основано, — эти люди сами ослабля­ют свою власть и подчиненные это чувствуют. Такое руководство неизбежно обанкротится, так как проиг­норировало «общий интерес» — главное оправдание права командовать другими.

Урвик не отрицает существование индивидуальных стремлений к материальным благам, власти, престижу. Но смешение этих мотивов с целями предприятия — опасное заблуждение. Оно делает невозможным любую научную теорию администрирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: