double arrow

Модель успешного руководителя Б.Басса


Концепция страха и любви А.Этциони

Эффективность все чаще рассматривается как ре­зультирующая этих двух стилей, а эффективным счи­тается стиль, в наибольшей мере соответствующий сложившейся ситуации. Некоторые современные кон­цепции организационного поведения, в частности кон­цепция А.Этциони, заимствуюти развивают идеи, выс­казанные еще в XVI в. Макиавелли. Как мы помним, он поставил вопрос, на который и сегодня пытаются отве­тить ученые: что лучше — строить отношения с подчи­ненными на дружбе (персональная власть) или на стра­хе (позиционная власть) ?

Как и Макиавелли, Этциони считает, что руководи­тель должен учитывать и то, и другое. Отношения, осно­ванные на любви, непостоянны и краткосрочны, если нет страха перед возмездием. Отношения, основанные на страхе, более длительны, но они чреваты скрытым сопро­тивлением. Эффективный руководитель должен иногда жертвовать краткосрочными отношениями (любовь) ради долговременного уважения (страх), но быть осторожным, если не хочет, чтобы страх перешел в ненависть.

Основная функция руководителя в терминах тео­рии организационного поведения формулируется так: выполнение поставленной задачи посредством других людей, т. е. посредством стимулирования и управления их действиями. В этом случае успех его деятельности должен оцениваться производительностью труда под­чиненных. Для того, чтобы лучше различить успешного руководителя и эффективного руководителя, Б. Басе воспользовался следующей мысленной моделью.




Предположим, что руководитель А пытается повли­ять на работника В с тем, чтобы тот лучше справился со своим заданием. Попытки А оцениваются как успешные или неуспешные в зависимости от того, как справился со своей работой В. Причем, успех может измеряться множеством точек на континууме. Если даже он достиг относительно высокой точки на шкале и его действия следует оценить как успешные, мы все равно ничего не сможем сказать об их конечной эффективности.

Допустим, А и В недолюбливают друг друга, либо находятся во враждебных отношениях, и В подчиня­ется А только в силу присущей должности А власти. В этом случае мы можем заключить, что А является ру­ководителем успешным, но не эффективным. С другой стороны, если В выполняет свою работу, потому что он хочет, т. е. не из-за страха перед наказанием, а в силу внутренней мотивации к деятельности, полагая, что достижение целей организации приближает его к дос­тижению собственных или что затрачиваемые усилия адекватно вознаграждаются (компенсируются с неко­торой прибавкой), то А оценивается как успешный и эффективный руководитель.

Таковы отношения взаимного сотрудничества и уважения, искусство руководителя ставить цели, кото­рые отвечают собственным устремлениям подчиненно­го. Например, цель — повышение производительности труда в два раза, стремление работника — увеличение оклада в 1,5 раза. Или: совмещение профессий (факти­чески выполнение работы, на которую невозможно найти человека) и увеличение жалования на 60%.



Итак, если руководитель заинтересован только в успехе, то он делает акцент на позиционной (формаль­ной) власти и жестком контроле. Напротив, когда он стремится быть эффективным, он акцентуируется на персональной (неформальной) власти и общем контро­ле. Первый тип власти отличается делегированием полномочий сверху вниз, а второй —генерированием авторитета снизу вверх через согласие подчиненных добровольно признать такое распределение ролей. Руководитель может быть успешным, но неэффектив­ным (когда оказывает кратковременное влияние на поведение других), а может быть успешным и эффек­тивным (если нацеливает подчиненных на долговремен­ный рост производительности и организационное раз­витие) .







Сейчас читают про: