Цивилизационно-этическая парадигма

Национально-экномическая парадигма политики.

Теологическая парадигма политики;

Цивилизационно-этическая (полисная) парадигма политики;

Сущностью политики Нового времени являются противоречия национально-экономического характера, выливающиеся в социальное конфликты, конфликты государства и общества, конфликты наций-государств.

Политические единства классифицируются на нации и глобальные экономические системы. Внутри по­литических единств люди классифицируются на патриотов и космополитов.

Сущностью политики ближайшего будущего является преодоление глобаль­ного противоречия между обществом и природой. Сегодня природа с неизбежно­стью становится вместе с человеком творцом общественных отношений. Политические угрозы человеку исходят от него самого, превращают экологическую проблему в политическую.

Опираясь на концепцию Т. Куна, в истории политиче­ской мысли можно выделить следующие парадигмы:

Могут быть предложены и другие классификации парадигм по различным основаниям (критериям). Например, историко-хронологический критерий отбора позволяет выделить парадигмы: античную, средневековую, эпохи Возрождения и Реформации, Нового времени.

Традиционно считается, что политическая наука возникла в античной Греции и главными ее представителями были софисты, Платон и Аристотель.

На Востоке, как и в Европе, политические идеи у многих мыслителей были «спрятаны» в философских учениях, в мифологии, религии, фольклоре.

Мифологически-религиозный принцип освоения реальной жизни, характерный более всего для древних восточных цивилизаций и ранних периодов греческой истории, уступает место в V-IV вв. до н. э. рационалистическому методу пострижения мира.

Почвой политики является практическое отношений человека к общественной жизни, которая требует соучастия людей. Иначе говоря, свободный человек, сообщество свободных людей, свобода являются безусловными предпосылками политической жизни и политической рефлексии. Поэтому общества в древности подраз­деляются на варварские и политические, власть — на деспотическую и полити­ческую.

· Древняя Греция

Термин «политика» создан греками и связан с понятием «полиса». Полисами именовались древнегреческие города-государства, в которых только свободные горожане могли стать «политиками», т. е. участвовать в управлении полисом. Рабы и негреки, приравнивавшиеся к варварам, были лишены гражданских прав, исключались из политики, оставаясь на положении людей подвластных, несво­бодных. Политическая мысль Древней Греции исходила из этого незыблемого принципа даже в интерпретации самых выдающихся ее пред­ставителей.

В центре внимания греческих мыслителей был вопрос о со­хранении целостности, гармонии полиса, противостоящей хаосу.

Божественный закон как характеристика устойчивого порядка в космосе обозначается словом «фюзис» — природа, то, что не произведено человеком. Понятие «номос» подразумевает закон как характеристику становле­ния общества, преходящее творение человека.

Теоретическим основанием для активной политической деятельности служил тезис о противоположности фюзиса и номоса .

Эту проблему сформулировали софисты, деятельность которых прихо­дится еще на эпоху расцвета демократии. Наиболее известными софистами были Протагор из Абдер, Горгий из Леонтий, Продик с Кеоса, Фразимах Халкедонский, Гиппий из Элиды.

Софисты были первыми просветителями греков. Они привили им мысль: убеждения человека должны быть при­обретены свободной мыслью.

Активная деятельность в политике приводит к то­му, что человек не довольствуется традицией, он должен посредством размышле­ния, рациональной аргументации убедиться в истинности своей цели.

Убеждение демоса с помощью красноречия было основным способом формирования полити­ки и управления. Именно этому искусству и учили софисты. Нельзя точно сказать, допускали ли софисты существование истинного, естественного закона об­щества как продолжения фюзиса, но они потратили много усилий на обоснование искусственности и условности тех законов, по которым живут люди.

Номос, в отличие от фюзиса, условен и преходящ. Он возникает в результате договора между людьми. Отсюда вытекает, что полис и его устройство являются результатом политического искусства людей .

Но что лежит в основе до­говора людей? Законы могут быть либо совер­шенными, либо далеки от совершенства. Критерием совершенства является справедливость.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow