Такое взаимное ограничение и отражение основных функций государства и церкви создало почву возникновения идеи общества политически и религиозно нейтрального, которое в Новое время обрело форму гражданского, экономического общества.
Эпоха Возрождения и Реформации возвращают конечные человеческие цели в пределы человеческой жизни и существования. Индивид сознает себя в качестве свободного человека, и его индивидуальная воля не абсолютно противоположна общей воле, но и не требует растворения себя в последней. Напротив, индивидуальная воля формирует общую волю, которая является условием свободы индивида.
В основе новоевропейского мировоззрения лежит идея человеческого универсализма, гуманистическая идея. Э то идея безусловной власти человека над природой. Человек становится той точкой отсчета, через которую объясняются и опосредуются основные принципы предшествующих эпох
· Первым теоретиком политики Нового времени по праву называют итальянского политического мыслителя Никколо Макиавелли (1469-1527). В своем основном произведении «Государь» он поставил вопрос о практической ориентации политической мысли. Здесь излагаются способы, которыми государь может приобрести новое государство и упрочить в нем свое владычество.
|
|
Средствами, которыми власть приобретается, могут быть оружие, счастье или доблесть. В соответствии с этими различиями определяются пути для утверждения власти. Общее для этого правило: ослаблять сильных и поддерживать слабых.
Термин «макиавеллизм» олицетворяет принцип безнравственной политики. Кому нужно совершить злодейства, утверждает Макиавелли, тот должен сделать это разом, чтобы не оставлять народ в постоянном опасении.
Общие правила политики таковы: главные основы всех государств суть хорошие законы и хорошее войско. Мудрый государь должен опираться на собственное войско; поэтому главная его забота должна быть устремлена на военное дело .
Государь должен более стремиться к тому, чтобы его боялись, нежели чтобы его любили.Государь должен воздерживаться от посягательства как на имущество своих подданных, так и на их жен.
Слово свое государь должен держать только тогда, когда это ему выгодно; иначе он всегда будет обманут коварными людьми. Вынуждаемый обстоятельствами, государь должен иметь силу льва и хитрость лисицы.
Надо принять за правило, что новый государь для сохранения власти вынужден действовать противно всякой правде, всякому милосердию, всякому человеколюбию и всякой религии. Макиавелли дает советы и относительно выбора советников, ибо это первый признак, по которому распознается ум правителя.
|
|
Государь - это новоевропейский тип личности, это политик, целью которого является единство национального государства, и, по мнению Макиавелли, цель эта настолько велика, что для ее достижения любые средства оправданы.
· Томас Гоббс (1588-1679). Середина XVII в, с которой многие историки отсчитывают собственно эпоху Нового времени, была ознаменована английской буржуазной революцией.
Гражданские войны 1640 и 1648 гг., казнь короля, массовые убийства мирного населения в Ирландии, война в Шотландии, диктатура Кромвеля, затем реставрация королевской власти — таковы бурные и кровавые события той эпохи.
В 1688г. последний самодержец, проводивший антипарламентскую политику, поспешил покинуть Великобританию, и жители острова окончательно перешли от абсолютной монархии к конституционной. Этот переход был законодательно закреплен «Биллем о правах» (1689).
Новый король, дворяне и «третье сословие», таким образом, мирно договорились между собою, и конституционная монархия (она же парламентская республика) как государственная форма правления относительно благополучно дожила до наших дней.
Основной, политический трактат Гоббса озаглавлен: «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского». Левиафан — это библейское чудовище, с ним философ отождествляет государство. Работа была опубликована в 1651г. в Англии и вызвала нападки как роялистов, так и стороннике Кромвеля.
Трактат «Левиафан» начинается с исследования природы человека. Изучение государства, общества необходимо начать с рассмотрения элементов, составляющих его, и раскрыть генезис целого.
Государство «является лишь искусственным человеком, хотя и более крупным по размерам и более сильным, чем естественный человек, для охраны и защиты которого он был создан.
В этом Левиафане верховная власть, дающая жизнь и движение всему телу, есть искуственная душа, должностные лица и другие представители судебной и исполнительной власти — искусственные суставы; награда и наказание (при помощи которых каждый сустав и член прикрепляются к седалищу верховной власти и побуждаются исполнить свои обязанности) представляют собой нервы, выполняющие такие же функции в естественном теле». С одной стороны, это метафора, но с другой она соответствует методу исследования.
По Гоббсу, «люди равны от природы».В естественном состоянии все люди равны и «имеют право на все» — мыслитель здесь пользуется понятием «естественного права». «Из этого равенства способностей возникает равенство надежд на достижение наших целей. Вот почему если два человека желают одной и той же вещи, которой, однако, они не могут обладать вдвоем, они становятся врагами».
Для характеристики этого состояния Гоббс использует древний афоризм «человек человеку волк».
Поэтому природное состояние - это, по Гоббсу, состояние «войны всех против всех».Существуют «три основные причины войны: во-первых, соперничество; во-вторых, недоверие; в-третьих, жажда славы».
В таком состоянии ни один человек не может быть уверен в собственной безопасности. Страшась за собственную жизнь, люди заключают общественный Договор и передают свои права суверену — верховному властителю, который воплощает собой государство.
Необходимость соблюдения договоров полагается вторым естественным законом, всего их у Гоббса девятнадцать, и их исполнение обеспечивается государством.
Высший закон для суверена — «благо народа». Власть суверена абсолютна, она неделима и ничем не ограничена, поскольку суверен — вне договора.
Гоббс, таким образом, выступает сторонником абсолютной власти одного человека, противником конституционной монархии, а также теории разделения властей, так как любое разделение ведет к подрыву самой власти.
|
|
Гоббс изучает различные формы правления и наилучшей находит монархию. Сама идея договорного характера государства имела подрывную направленность по отношению к теологическим доктринам политической власти. Гоббс вовсе не был атеистом, он высказывает мысль, что теократическая доктрина утрачивает свой смысл после Боговоплощения в лице Христа и власть Бога на Земле осуществляется через суверена.
Власть должна быть единой и неделимой, и никакое противостояние светских и духовных властей недопустимо, так как оно ведет к гражданской войне, поэтому духовенство вообще не должно иметь политических амбиций.
· Джон Локк (1632-1704). В конце XVII в. и на протяжении двух последующих веков Англия была одной из самых передовых стран мира как в политическом, так и в экономическом отношении.
Конституционная монархия как форма государственного устройства была установлена после бегства в 1688г. Якова II и приглашения парламентом Вильгельма Оранского на английский престол.
Основным условием этого было ограничение прав монарха и соответственно расширение прав парламента. Сделка была оформлена законодательно и получила название «Билля о правах» (1689).
Основным политическим трудом Локка является «Два трактата о правлении» (1690); для понимания его воззрений важны также «Письма о веротерпимости» (1689-1692).
С трудов Локка обычно принято вести родословную доктрины классического либерализма, или, по крайней мере, считать их кульминационными для этой идеологии в XVII в.
Локк сочинил Конституцию Северной Каролины, и документ был принят народными представителями. Это произошло почти за сто лет до образования США, однако, как уже говорилось, идеи английских и французских просвещенцев пригодились американцам в конце XVIII в.
В «Трактатах о правлении» Локк, как и Гоббс, показывает, из каких элементов состоят гражданское общество и государство и каким образом последние можно сконструировать из этих элементов и тем самым раскрыть законы функционирования общественных структур .
|
|
Первую книгу «Трактатов» Локк посвящает пространной критике теории божественного происхождения монархии, объявлявшей королей наследниками верховной власти первого патриарха — Адама.
Философ считает, что «ни один джентльмен не может выступить в защиту рабства», утверждаемого этой теорией.
Вторую книгу он начинает с рассмотрения естественного состояния, однако, дает ему иную трактовку, чем Гоббс.
По Локку, общество и государство не преодолевают природное состояние, а наоборот, хоть в какой-то мере сохраняют его отдельные элементы. В этом состоянии все люди были равны и пользовались «совершенной свободой действовать и распоряжаться своей собственностью и личностью, как они считали нужным, в пределах естественного закона».
Философ провозглашает, что все люди от рождения обладают естественными, неотъемлемыми правами на жизнь, свободу и собственность.
Это фактически единое право, а не набор прав, в нем все составляющие неотделимы друг от друга.
Жизнь — это тоже собственность, свобода означает право распоряжаться частной собственностью. Свобода — неотъемлема, поэтому равенство людей может пониматься только как равенство возможностей. Собственность, по Локку, первичнее государственных законов, закрепляющих ее.
Локк, отказываясь считать естественным состояние войны всех против всех, однако утверждает, что в природном состоянии не существует институтов для защиты естественных прав людей, нет и арбитров для разрешения споров, в том числе и имущественных.
«Главной и важнейшей целью людей, объединяющихся в государство и подчиняющих себя воле правительства, является защита своей собственности». В естественном состоянии все люди «свободны, равны и независимы», поэтому выйти из этого состояния они могут только по своей воле.
Философ, таким образом, развивает доктрину общественного договора. Свободные люди добровольно заключили общественный договор с целью сохранения и защиты своих неотьемлемых прав.