Период расцвета древнегреческой политико-правовой мысли (V- первая половина IV вв. до н.э.)

Свои взгляды на государство и право Платон (427–348 гг. до н. э.) изложил в книгах «Государство» и «Законы».Диалог «Государство» посвящен справедливости. Идеал справедливости Платон видел в разделении труда соответственно потребностям и природным задаткам. По Платону, принцип справедливости становится фундаментом модели желательного государственного устройства. Он делит всех граждан такого государства на три сословия:1) мудрецов, управляющих государством;2) стражей, охраняющих его;3) торговцев и ремесленников.Платон рассматривает четыре типа «извращенного государственного устройства»:1) тимократию;2) олигархию;3) демократию;4) тиранию.Все эти типы государственного устройства являются ступеньками на пути к вырождению государства. В тимократии появляется страсть к обогащению, которая постепенно перерастает в господство олигархов. Олигархия вырождается в демократию. Демократия деградирует в наихудшую форму правления – тиранию. При этом Платон выводит тиранию именно из демократии.Аристотель (384–322 гг. до н. э.) изложил политико-правовые взгляды в трактатах «Политика», «Никомахова этика».

Цель государства, по Аристотелю, – «благая жизнь всех его членов». Для этого граждане

должны быть добродетельными. Само государство образуется из природного влечения людей к общению. При этом рабство этически оправдано, ведь раб лишен добродетели и способен выполнять лишь физическую работу.Аристотель придерживался принципа разделения справедливости на две формы:1) всеобщую, установленную законом;

2) частную, которая касается раздела или обмена имуществом и почестями между членами общины.Аристотель выделял шесть видов государственного устройства: правильные – это монархия, аристократия и полития, и неправильные – это тирания, олигархия и демократия.Государственный идеал Аристотеля – поли-тия (смешанная форма из положительного от олигархии и демократии).Выдающимся мыслителем периода эллинизма был Эпикур (341–270 гг. до н. э.).Эпикур полагал, что жить незаметно – это этический и социальный идеал. При этом справедливость не существует сама по себе. Справедливость – это прежде всего договор о том, чтобы не причинять и не терпеть вреда, а правовые институты и государство – это результат соглашения между людьми.

Стоицизм (Зенон Китионский (332–264 гг. до н. э.)) был оппозиционным учением по отношению к эпикуреизму. Он считал, что все происходящее в мире случается согласно судьбе, а человек может лишь добровольно подчиниться ей.Зенон сформулировал два основополагающих тезиса стоицизма:1) «то, что в нашей власти»;2) «то, что не в нашей власти».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: