Предмет и задачи истории учёта

ВВЕДЕНИЕ

Учебным планом для подготовки экономистов по специальности 080109 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» и бакалаврантов по направлению 080100.62 Экономика программа «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» предусмотрена дисциплина «История учёта», которая является одной из начальных дисциплин профессиональной специализации.

Учебное пособие по истории развития бухгалтерского учёта раскрывает причины возникновения хозяйственного учёта в странах Древнего мира и античных государствах, его развитие в эпоху раннего и позднего Средневековья, зарождение и эволюцию двойной записи, появление и совершенствование форм счетоводства и техники бухгалтерского учёта в Европе. Предметом рассмотрения является также формирование бухгалтерского учёта как науки, эволюция основных национальных школ и дальнейшее развитие современного бухгалтерского учёта в различных странах. Особое внимание уделено возникновению и проблемам становления учёта в России на разных этапах исторического и экономического развития, в том числе в постсоветский период.

Данное пособие позволяет достичь цели преподавания дисциплины «История учёта», которая заключается в формировании:

- знаний о закономерностях развития учёта, о происхождении категорий, форм, методологий, составляющих его основу;

- стремления использовать исторический опыт для совершенствования современной теории и практики бухгалтерского учёта;

- творческого восприятия бухгалтерского учёта как постоянно развивающейся эволюционной системы.

Настоящее учебное пособие составлено с целью систематизированного изучения дисциплины «История учёта», выполнения самостоятельной работы студентами специальности 080109 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» и бакалаврантами по направлению 080100.62 Экономика программа «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит».

Использование данного учебного пособия позволяет наглядно представить структуру и объём изучаемой дисциплины, облегчить поиск необходимых литературных источников, выполнить контрольную работу или реферат, ответить на тестовые задания, подготовиться к сдаче зачёта.

1. ИСТОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ

История учёта изучает зарождение учёта в глубокой древности, причины его появления, основные направления развития. Развитие учёта – это развитие бухгалтерской мысли. Суть эволюции бухгалтерской мысли можно представить как последовательное восхождение от конкретного к более абстрактному пониманию хозяйства, что позволяет более эффективно управлять им. Для лучшего управления необходимо совершенствовать и сам инструмент управления – методологию бухгалтерского учёта.

История учёта позволяет:

1) раскрыть динамику протекающих процессов и описать их закономерности;

2) представить имеющиеся связи и разрывы в процессе развития;

3) рассмотреть эволюцию применяемых методов и формирование категорий;

4) проследить смену общих концепций;

5) объективно оценивать новые направления в развитии бухгалтерского учёта на основании изученного исторического опыта;

6) оставить будущим поколениям научное наследство и облегчить тем самым поиск новых идей;

7) дать практикам обзор уже решённых задач, так как вне истории бухгалтер обречён снова и снова решать одни и те же проблемы (эффект Сизифа, по определению П. Гарнье);

8) освоить технику научного предвидения;

9) открыть подлинные тайны истории, подтверждённые бухгалтерскими документами. Например, патриот афинской демократии Демосфен (около 384 – 322 гг. до нашей эры) получал деньги от персидского царя (на них он купил себе дом, а остальные средства отдавал в рост); в составе народного ополчения под руководством Минина и Пожарского согласно платёжным ведомостям числились ландскнехты (немецкая наёмная пехота); героиня французского народа Жанна Д¢ Арк (1412 – 1431) после своей смерти якобы продолжала получать заработную плату [52].

Задачи дисциплины «История учёта»:

1) изучение возникновения и развития учёта в динамике исторического процесса;

2) ознакомление с эволюцией учётных понятий и формированием методов учёта;

3) переосмысление учёта, существующего в различные эпохи в разных странах, а также в России в прошлом, для объективной оценки современного состояния учёта;

4) приобретение умения на основе исследования исторических закономерностей осуществлять научное прогнозирование в учёте.

Бухгалтерия возникла как практическая деятельность (счетоводство) 6000 лет назад; как предмет литературного обсуждения – более 500 лет назад в связи с выходом книги Луки Пачоли и более 100 лет назад как самостоятельная наука – счетоведение.

На всех этапах исторического развития бухгалтеры решали три задачи:

1) сделать учёт максимально информативным и точным;

2) добиться его простоты и дешевизны;

3) получить своевременную информацию о фактах хозяйственной жизни.

Но так как эти задачи в определённой степени взаимно исключают друг друга, учёт никогда не был исчерпывающе информативным, достаточно точным, общедоступно простым, дешёвым и своевременным. Любая бухгалтерская категория, счёт отражают и в значительной степени скрывают интересы лиц, занятых в хозяйственном процессе.

Невозможно дать одну законченную и единственно правильную концепцию подлинного развития учётных идей. Наиболее типичными подходами к пониманию истории учёта являются:

1) философский. Представители Ф.В. Езерский, Я.М. Гальперин пытались осмыслить, какие законы управляют ходом исторического развития. Данное направление было самым неудачным;

2) документальный. Представители Б. Пенндорф, Р. де Рувер вместо теорий и схем эволюции предпочитали излагать факты;

3) синтетический. Авторы обобщали фактический материал с помощью какой-нибудь философской концепции. Это направление как бы синтезирует первые два. Изложение фактов учёта даётся на фоне истории развития общества. Представители – А.М. Галаган, Н.С. Помазков;

4) аналитический. Авторы излагают историю не всего учёта, а отдельных его категорий. Представители – Н.Р. Вейцман, Ж.А. Фламминк.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: