Бухгалтерский учёт в годы новой экономической политики

(1921 – 1929)

Новая экономическая политика (нэп) возродила хозяйство в его наиболее эффективных формах. Формирование учётных принципов в это время имело огромные последствия для дальнейшего развития и становления бухгалтерского учёта в нашей стране. В это время проявили себя выдающиеся учёные, известные ещё до революции: Р.Я. Вейцман, Н.А. Блатов, Н.С. Помазков, И.Р. Николаев и особенно А.П. Рудановский и А.М. Галаган [7, 52, 54].

Р.Я. Вейцман (1870 – 1936) – последовательный сторонник немецкой школы, пропагандист идей Шера, Кальмеса, Герстнера, Никлиша, он как никто другой отстаивал и насаждал балансовую теорию двойной записи.

Н.А. Блатов (1875 – 1942) не имел никакого официального образования, он попал из деревни в город и оказался в поле зрения одного из выдающихся бух­галтеров того времени Е.Е. Сиверса, который, открыв в мальчике уни­кальный талант – красивый почерк, отдал много сил образованию своего подопечного. К революции Н.А. Блатов был уже известным учёным и педагогом, много пи­сал, а после революции его крестьянское происхождение помогло ему сменить в Институте народного хозяйства им. Ф. Энгельса А.М. Вольфа. К чести Блатова, он продолжил и приумножил тради­ции школы А.М. Вольфа и много сделал для развития учения своих предшественников и учителей.

Н.С. Помазков (1889 – 1969) по образованию он был коммерческим инженером (окончил Киевский коммерческий институт), но в 20-е годы получил должность главного бухгалтера Петроградского табачного треста. Блатов пригласил его лектором с почасовой оплатой, и вскоре все заметили, что Помазков читает лекции не хуже Блатова, хотя и отличается рез­костью. Помазков был широко образованным человеком, хорошо знал французский и немецкий языки. Он не признавал того, чему учил Блатов. Для Помазкова, как и для представителей московской школы, баланс был главной и определяющей категорией бухгалтерского учёта (это словосочетание возникло в середине 30-х годов). Счета – это толь­ко части, элементы баланса.

И.Р. Николаев (1877 – 1942) – ученик П.Б. Струве, дал наиболее полное описание проблемы реальности баланса. В 1930 г., после ликвидации Института народного хозяйства, он ста­нет заведующим кафедрой в Ленинградском финансово-эконо­мическом институте.

А.П. Рудановский (1863 – 1934) – сын безземельного украинского шляхтича, математик по образованию, всю жизнь проработал бухгалтером железных дорог, а потом долгие годы – главным бухгалтером Московской городской управы. В советское время занимал должности главных бухгалтеров в различных трестах. С его точки зрения, при нэпе возродился подлинный учёт, который освободился от старой вульгаризации. А.П. Рудановский создал совершенно новое учение о предмете и методе счетоведения.

Более влиятельным человеком оказался ученик Рудановского – А.М. Галаган (1879 – 1938), который в теории не был последовательным, и в его эволюции можно выделить несколько этапов. В 1916 году он описал итальянский опыт, в 1928 году создал оригинальную целостную концепцию учёта, в 1930 году – попытался создать диалектико-материалистическую теорию бухгалтерского учёта, в 1939 году вышло посмертное издание, переполненное сносками и пояснениями А.Ш. Маргулиса и С.К. Татура. Труды А.М. Галагана, написанные после 1929 года, не представляют почти никакой ценности.

А.М. Галаган развил идеи, связанные с трактовкой единичного хозяйства (предприятия) как объекта счетоводства. Впоследствии бухгалтеры, разделявшие взгляды А.М. Галагана, обвинялись в «галагановщине». А.М. Галаган, предчувствуя травлю, пытался трансформировать учение, но его заставили каяться за все свои идеи. Галагана критиковали, выражаясь в непристойной форме, что было направлено исключительно на его моральное и научное уничтожение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: