Учёт в монастырских хозяйствах

Учёт в русском государстве в Х – XV вв.

Возникновение и развитие учёта в России до Октябрьской революции 1917 года

Политическая и экономическая история России с очевидностью показывает, что в русском государстве почти с первых времён его существования начинают образовываться особые группы населения, владевшие значительным для того времени капиталом. В Х веке племенной быт русского народа переходит в городской. Образовавшееся в городах многочисленное торгово-ремесленное население начинает требовать регламентации своей деятельности. В результате в 1016 году появляется первый написанный кодекс законов, носивший название Русской Правды. Русская Правда, по исследованиям историков, является уложением о капитале.

Капитал в то время носил чисто ростовщический характер и был чрезвычайно дорогим. Ростовщический капитал не нуждался в правильном счетоводстве. Необходимо было знать и помнить своих должников, чтобы вовремя истребовать с них сумму долга, но, с другой стороны, потеря на одном должнике сторицей возмещалась ростовщическими процентами, взимаемыми с других должников, поэтому серьёзных стимулов для ведения счетоводства, хотя бы в форме простых списков своих должников, у кредиторов того времени не было.

Ростовщичеством занимались бояре, духовенство, монастыри, которые в то время были крупными капиталистами. Особенно сильное развитие получили торговая деятельность и ростовщичество в Новгороде и в Пскове, так как эти города имели тесные связи с заморскими купцами.

Первые следы счётного искусства найдены именно в Новгороде. «Доски» боярина Диитра, на которых были записаны денежные обязательства лиц, задолжавших боярину, относятся к XII веку.

К XV веку усиленно развивается морская торговая буржуазия. Одним из проявлений этого фактора является разгром новгородской торговли как опасного конкурента. Московский период русской истории характеризуется развитием торгового землевладения в связи с общим развитием обмена. Процесс развития торгового землевладения приводит к росту зависимости крестьян от помещиков и ряду действий правительства, направленных на закрепощение крестьян. Помещики того времени, выступая в роли предпринимателей, вели хищническое хозяйство, приводившее к быстрому истощению земель и колоссальному сокращению пашни в Центральной России. Непосредственным результатом такого хозяйствования были неурожай и голод 1602 – 1604 гг.

В монастырях существовал сложный порядок распределения хозяйственных обязанностей: управляющим был келарь, ему подчинялись: казначей (ответственный за денежные суммы), старцы (ответственные за разовые работы или отдельные виды материальных средств). Кроме того, в п у стынях (отделениях монастырей) выделялись приказчики (завхозы) и строители (ревизоры). Материально ответственными лицами должны были служить выборные целовальники. Каждый целовальник клялся честно выполнять свои обязанности и при этом целовал крест.

В 1701 году в Уставной грамоте строителю Киево-Печерской п у стыни были предусмотрены следующие обязанности:

1) инвентаризация и взыскание недостачи с предыдущего строителя;

2) солидарное распределение материальной ответственности за все ценности с казначеем;

3) казначей хранит ключи от складов, а строитель опечатывает склады;

4) для денежных доходов открывается специальная книга, заполняемая строителем или казначеем, в каждой статье оговариваются источники поступления и дата; после каждой статьи надо «прикладывать руки», такая же книга открывалась на расход;

5) учёт муки также должен вестись в двух отдельных книгах для прихода и расхода;

6) то же относительно одежды и прочего инвентаря;

7) заполненные за год книги должны быть присланы архиепископу.

Сведения об урожае записывались в ужимные и умолотные книги, которые велись земскими и церковными дьячками. Списание продуктов оформлялось записями в специальной столовой книге.

Важным в системе учёта XVII века надо признать то, что учёт прихода всегда был отделён от расхода, при этом, во-первых, достигался б о льший контроль за ценностями, в частности, материально ответственные лица не знали учётных остатков; во-вторых, достигалось б о льшее удобство в хронологической регистрации фактов хозяйственной жизни.

Продолжительность отчётного периода колебалась. Отчётность сопровождалась инвентаризацией, причём не натуральные остатки сверялись с учётными, а, наоборот, учётные – с натуральными.

Очевидно, что калькуляция зародилась в монастырях, с начала XVIII в. значение монастырей в народном хозяйстве снижается, а в 1764 году их земельная собственность была секуляризирована (обращена в собственность светскую).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: