Особенности связей с общественностью в Древней Месопотамии и Древнем Египте

Символьная (определял соц. роль)

3. Демонстративная (напр. насечки вокруг живота):

К. Юнг в "Последствиях ассимиляции бессознательного" писал: "Благодаря особенности внешних знаков создается ограниченность индивидуума. Таким и подобными средствами дикарь производит вокруг себя оболочку, которую можно обозначить как персона"

4. Самопрезентация:

В первобытном обществе, человек, прошедший обряд инициации, клеймился. Так же клеймение демонстрировало род занятий, статус, положение в обществе, знатность.

Для первобытного общества характерна символизация (наделение предметов и знаков дополнительными смыслами). Некоторые символы скрываются, другие, напротив, нуждаются в публичной демонстрации. Так появляется первобытный ритуал.

Первобытный ритуал - демонстративная акция, призванная свидетельствовать о верности исконным традициям, заветам предков.

Пример: племя «Ямамото». Ритуал борьбы до крови, чтобы умилостивить духов. (Сегодня - свадьба, похороны).

Ритуал позволяет человеку идентифицироваться. Если ты практикуешь мой ритуал, ты принадлежишь моей группе.

Престижная экономика [ПЭ] (термин введен Корой Дюбуа) появляется в межобщинных, межплеменных пиршествах.

ПЭ - те экономические рычаги, посредством которых формирующаяся знать укрепляла свои позиции, использовала общественный продукт в своих интересах и постепенно втягивала в сферу своей политики широкие массы населения.

Потлачи - престижные состязания, пиршества, публичное проявление щедрости. Цель- слава, известность рода, позднее человека, вождя.

Устраивание пиров одновременно и повышало статус богатого человека в глазах современников, и стимулировало развитие экономики, т.к. продукты собирались и со всего населения тоже.

Таким образом экономика качественно изменялась, что и привело в итоге к неолитической революции.

4 тыс. до н.э. Первые города-государства Месопотимии - Ур, Урук, Логаш, Вавилон. Нынешний Ирак.

2 подхода к образованию государств:

1. Интеграционный, согласно которому государства возникли из необходимости организовывать труд людей, проводить коллективные работы, такие как строительство ирригационных с-м или египетских пирамид

2. Конфликтный, согласно которому государство появилось по причине необходимости разрешения внутриплеменных конфликтов.

Сегодня эти подходы рассматриваются в совокупности.

Не последнюю роль в процессе становления государственности играла и коммуникация.

Месопотамия - 4 тыс. лет. (2 тыс. до н.э.)

Цивилизация возникла там, благодаря шумерам, которые называли себя "черноголовыми".

Египет - 3 тыс. до н.э.

Зарождение письменности. Известно узелковое, звуковое (Австралия) и иероглифичное письмо. О первой нам до сих пор рассказывают такие выражения как "намотать на ус", "наврал с три короба"...

Шумерское письмо сначала было рисуночным и только потом приобрело символическое значение.

Первоначально же дождь, например, изображался как звезда + вода. Порой писцу даже не хватало существующих рисунков и приходилось импровизировать. Такое письмо называлось идеографичным.

Со 2 тыс. до н.э. оно превратилось в клинопись. Параллельно с упрощением самого рисунка происходит замена принципа картинной письменности принципом передачи звуковой стороны слова.

Впоследствии многие глиняные таблички с клинописью были утрачены. И только в середине 19века Роулинсону, нашедшему в Иране трех язычную Бехистунскую надпись, удалось окончательно дешифровать персидскую клинопись. Он прочел 200 знаков.

Библиотека царя Ашурбанипала. В его дворце было около 700 тыс глинянных табличек. Найдено около 30 тыс. Многие, скорее всего, еще скрыты в песках Багдада.

В них содержались сведения об обществе. Из этих табличек мы узнаем о том, что шумеры были трудолюбивы.

Так же есть сведения о структуре шумерского общества:

· Знать

· Рядовые общинники

· Клиенты храма

· Рабы

Каждая табличка содержала надпись "царя Ашурбанипала, царя Вселенной, царя Ассирии".

В 3 тыс. до н.э. начинает формироваться идея божественного происхождения власти.

Создание и поддержание имиджа правителя становится необходимым. Он считается носителем небесной благодати, сыном неба, обладающим неограниченной властью. Его слово приобретает силу закона. Вместе с этим власть сакралилизуется, т.е. начинает носить священный характер (в Шумере царь получал власть от священной пощечины)

Элементы имиджа приобрели абстрактный характер и превратились из атрибутов власти в ее олицетворение. Царь Менес объединил верхний и нижний Египет. Внешне это проявилось в головном уборе, состоящим из 2х корон (желтой и красной). Но с некоторых пор не правитель стал создавать символ, а символы делать правителя правителем: достаточно происхождения из царского рода и иметь символы власти, чтобы стать правителем, и при этом не требуется никаких личных заслуг. Формированию имиджа правителя способствовало проведение административных мероприятий, таких грандиозных, как, например, строительство пирамид.

Первая- пирамида Джоссера, построенная Имхотепом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: