Символьная (определял соц. роль)
3. Демонстративная (напр. насечки вокруг живота):
К. Юнг в "Последствиях ассимиляции бессознательного" писал: "Благодаря особенности внешних знаков создается ограниченность индивидуума. Таким и подобными средствами дикарь производит вокруг себя оболочку, которую можно обозначить как персона"
4. Самопрезентация:
В первобытном обществе, человек, прошедший обряд инициации, клеймился. Так же клеймение демонстрировало род занятий, статус, положение в обществе, знатность.
Для первобытного общества характерна символизация (наделение предметов и знаков дополнительными смыслами). Некоторые символы скрываются, другие, напротив, нуждаются в публичной демонстрации. Так появляется первобытный ритуал.
Первобытный ритуал - демонстративная акция, призванная свидетельствовать о верности исконным традициям, заветам предков.
Пример: племя «Ямамото». Ритуал борьбы до крови, чтобы умилостивить духов. (Сегодня - свадьба, похороны).
|
|
Ритуал позволяет человеку идентифицироваться. Если ты практикуешь мой ритуал, ты принадлежишь моей группе.
Престижная экономика [ПЭ] (термин введен Корой Дюбуа) появляется в межобщинных, межплеменных пиршествах.
ПЭ - те экономические рычаги, посредством которых формирующаяся знать укрепляла свои позиции, использовала общественный продукт в своих интересах и постепенно втягивала в сферу своей политики широкие массы населения.
Потлачи - престижные состязания, пиршества, публичное проявление щедрости. Цель- слава, известность рода, позднее человека, вождя.
Устраивание пиров одновременно и повышало статус богатого человека в глазах современников, и стимулировало развитие экономики, т.к. продукты собирались и со всего населения тоже.
Таким образом экономика качественно изменялась, что и привело в итоге к неолитической революции.
4 тыс. до н.э. Первые города-государства Месопотимии - Ур, Урук, Логаш, Вавилон. Нынешний Ирак.
2 подхода к образованию государств:
1. Интеграционный, согласно которому государства возникли из необходимости организовывать труд людей, проводить коллективные работы, такие как строительство ирригационных с-м или египетских пирамид
2. Конфликтный, согласно которому государство появилось по причине необходимости разрешения внутриплеменных конфликтов.
Сегодня эти подходы рассматриваются в совокупности.
Не последнюю роль в процессе становления государственности играла и коммуникация.
Месопотамия - 4 тыс. лет. (2 тыс. до н.э.)
Цивилизация возникла там, благодаря шумерам, которые называли себя "черноголовыми".
Египет - 3 тыс. до н.э.
|
|
Зарождение письменности. Известно узелковое, звуковое (Австралия) и иероглифичное письмо. О первой нам до сих пор рассказывают такие выражения как "намотать на ус", "наврал с три короба"...
Шумерское письмо сначала было рисуночным и только потом приобрело символическое значение.
Первоначально же дождь, например, изображался как звезда + вода. Порой писцу даже не хватало существующих рисунков и приходилось импровизировать. Такое письмо называлось идеографичным.
Со 2 тыс. до н.э. оно превратилось в клинопись. Параллельно с упрощением самого рисунка происходит замена принципа картинной письменности принципом передачи звуковой стороны слова.
Впоследствии многие глиняные таблички с клинописью были утрачены. И только в середине 19века Роулинсону, нашедшему в Иране трех язычную Бехистунскую надпись, удалось окончательно дешифровать персидскую клинопись. Он прочел 200 знаков.
Библиотека царя Ашурбанипала. В его дворце было около 700 тыс глинянных табличек. Найдено около 30 тыс. Многие, скорее всего, еще скрыты в песках Багдада.
В них содержались сведения об обществе. Из этих табличек мы узнаем о том, что шумеры были трудолюбивы.
Так же есть сведения о структуре шумерского общества:
· Знать
· Рядовые общинники
· Клиенты храма
· Рабы
Каждая табличка содержала надпись "царя Ашурбанипала, царя Вселенной, царя Ассирии".
В 3 тыс. до н.э. начинает формироваться идея божественного происхождения власти.
Создание и поддержание имиджа правителя становится необходимым. Он считается носителем небесной благодати, сыном неба, обладающим неограниченной властью. Его слово приобретает силу закона. Вместе с этим власть сакралилизуется, т.е. начинает носить священный характер (в Шумере царь получал власть от священной пощечины)
Элементы имиджа приобрели абстрактный характер и превратились из атрибутов власти в ее олицетворение. Царь Менес объединил верхний и нижний Египет. Внешне это проявилось в головном уборе, состоящим из 2х корон (желтой и красной). Но с некоторых пор не правитель стал создавать символ, а символы делать правителя правителем: достаточно происхождения из царского рода и иметь символы власти, чтобы стать правителем, и при этом не требуется никаких личных заслуг. Формированию имиджа правителя способствовало проведение административных мероприятий, таких грандиозных, как, например, строительство пирамид.
Первая- пирамида Джоссера, построенная Имхотепом.