Др. Рим. Римляне много заимствовали из культуры Греции

Социально-политический строй античного общества и система общественных связей

Социально-политический строй античного общества и система общественных связей.

Др. Греция. PR – обмен идеями, писаниями, общественные собрания.

Факторы, определяющие ПР в Древней Греции:

· Зарождение полисов

· Использование алфавита. (Эванс раскопал первые таблички, Вентрис внёс огромн. вклад в расшифровку.) Первая греческая категория письма: идиограмы, фонетич. знаки и детерминативы (линейн. письмо Бустрофедон).

· Применение письменности: маркировка предметов с целью обозначить их природу; практика публичных подписей/надписей (законы, уставы).

· Реклама. Прежде всего политическая: призывы и лозунги. Объявление – сигнал для широкой общественности о наличии каких-л. событий.

Пространство коммуникации в полисе: 1)

1. Агора –место единения, символ греч. полиса. площадь. Функции – торговая, политич., религиозная.

2. Святилище – священ, пространство, посвящённое Богам (окруженный стеной участок). Раздача всем гражданам равных ролей –ритуал. Отказ от него – отрезается путь в полит. жизнь. Места сбора/передачи инфо.

3. Театр – важнейший вид коммуникации. Спектакли ставились по случаю больших праздников. Это были религиозные праздненства, на кот. полис демонстрировал своё могущество. проходило в виде соревнования.

4. Гимнасий –интеллектуальный центр (позже). Можно сравнить с современным универом. Вначале –место для спортивных соревнований. Там не только занимались гимнастикой, но и передавались новости. Там стали выступать софисты (собиралась молодёжь).

5. Аподитерий –раздевалка – там происходит первичная коммуникация.

Первая треть 5 в. –возникает риторика. Возникает из-за вопросов о технике беседы. Античная культуры –культура звучащего слова (люди не читали про себя, только в слух). Повлиять на гос. политику можно было с помощью убедительной речи.

Главные органы власти – сенат (патриции) и народное собрание (плебеи). История борьбы патрициев и плебеев.

В Древнем Риме известное и сегодня изречение «глас народа - глас божий» стала своеобразным показателем того, насколько римские правители прислушивались к народному мнению. Недаром один из политических деятелей тех времен Гай Гракх был первым, кто в момент выступления повернулся лицом к народу, признавая тем самым его силу и считая его мнение решающим. Впоследствии его пример был превращен в установленное правило. Помимо устной речи налаживанию связей с общественностью служила и речь письменная: всевозможные надписи, объявления, включая откровенную рекламу на стенах древних зданий и сооружений. Для этого он распорядился писать на стенах римских зданий изложение событий, которые происходили в Риме, а также отчеты о дебатах в Сенате, что очень понравилось жадной на новости римской публике. Так, именно с его легкой руки родилось нечто подобное современной газете, а всевозможные объявления писались на стенах и до этого.

Политический PR в Античности:

В современной науке сложилось представление, что о формировании института связей с общественностью можно всерьез говорить лишь с момента возникновения государств в древнейших цивилизациях. Не отрицая в целом справедливости подобного взгляда на связи с общественностью как самостоятельный и значимый общественный феномен, заметим, однако, что генетические корни интересующего нас явления лежат гораздо глубже и обнаруживаются уже в эпохе палеолита. Уже на том этапе исторического развития в человеческих сообществах формировались общественные отношения. В трудах историков культуры, этнографов можно обнаружить не мало свидетельств о сложившихся в глубинах цивилизации протокоммуникативных приемах, призванных подчеркнуть роль лидера в стае, обозначить социальный статус той или иной личности, привлечь внимание к деятельности персоны.

В первых социальных объединениях, вызванных к жизни борьбой за существование, кто-то, естественно, выделялся из массы и брал на себя роль руководителя. Одновременно с этим возникает и первичная дифференциация членов сообщества по тем или иным признакам, в том числе и по качествам, проявленным в этой борьбе. Татуировки, знаки отличия, элементы одежды — все это отголоски попыток древнего человека выразить свою индивидуальность, продемонстрировать комплекс качеств, обозначить степень участия в общественной жизни, принадлежность к определенной группе с тем, чтобы тем или иным способом утвердиться в глазах соплеменников.

И все же вполне оформившаяся, зрелая, нацеленная на четко осознанные цели связь с общественностью в ее «классическом» варианте обнаруживается только в эпоху античности. Именно возникновение урбанистической культуры, диктовавшей все возрастающую потребность в массовой коммуникации, послужило одним из веских оснований утверждения многообразных форм связей с общественностью. Кардинальные изменения в общественной жизни, вызванные экономическими факторами (процессами разделения труда, появлением частной собственности и т.д.), серьезные социальные перемены (возникновение городов-полисов, наличие общества как сложившегося организма в противоположность полу-социальному состоянию периода его становления) предопределили бурное развитие интересующего нас феномена. Сочетание цивилизационных процессов с кардинальными экономическими и культурными изменениями сыграло решающую роль в возникновении государства и становлении социальной деятельности. А там, где появляются государства, неизбежно возникает и социальная коммуникация, обеспечивающая циркуляцию особого рода информации между участниками сообщества. Главная суть этого процесса заключается в том, что за счет передачи и обмена сообщениями субъекты сигнализируют о своем существовании различным контрагентам и устанавливают с ними необходимые контакты и связи, помогающие им играть различные социальные роли.

Однако формирование государственных институтов и политической деятельности — это лишь один из главенствующих факторов развития специального типа связей с общественностью. Другой важный, социокультурный фактор связан с расширением границ общения, с началом важного периода в становлении коммуникативных процессов — переходом от преимущественно межличностной коммуникации к массовой. Ведь потребность в массовой информации возникает в обществе в ситуации, когда межличностные контакты уже не могут обеспечить информационное благополучие сообщества, когда соседские связи не гарантируют больше необходимого минимума осведомлённости, т.е. тогда, когда на смену локальным поселениям приходит тип городской культуры. Именно в насыщенной социальными связями среде происходит «кристаллизация» городов, и это случается тогда, когда жизнедеятельность народа становится невозможной без координирующих управляющих центров.

Уже в Античности специалисты обнаруживают первые проявления рекламного творчества, прообразы нынешней журналистики публицистики, развитое искусство ораторских выступлений на общественных митингах, образцы монументальной пропаганды — едва не все жанровые разновидности современного паблик рилейшнз.

Особую роль в становлении связей с общественностью сыграло устное слово. По мнению современных исследователей, в античном обществе роль устной коммуникации была не просто велика — в те времена ораторское слово превратилось в необходимое звено государственной системы. Такие древнегреческие установления, как экклесия, принимающая основные политические решения о войне и мире, выборе должностных лиц, дипломатических отношениях и др., или совет пятисот, высший административный орган Афин или обязательная глашатайская формула «Кто из граждан старше сорока лет имеет сказать нечто полезное для народа?», приглашающая высказаться свободных граждан, —- все они держались именно на риторике, устном коммуникационном искусстве.

Многие специалисты считают, что без искусного владения ораторской речью карьера в те времена становилась в принципе невозможной. Среди знаменитых античных ораторов, прославившихся своими яркими речами. — Сократ, которому приписывается первенство в свидетельству Плутарха, сам народ нередко требовал к выступлению. При этом исследователи отмечают, что наиболее яркие ораторские произведения этих авторов чаще всего были связаны с острейшими политическими испытаниями, выпавшими на долю их поколений. А наряду с практикой красноречия в античном обществе сложилась и разветвленная система теоретического осмысления устного коммуникационного воздействия: многочисленные и весьма почитаемые школы ораторского мастерства, обучение в которых ценилось дорого, а также специальные пособия, «Риторики», трактующие искусство устного слова, прежде всего, преподавали своим ученикам именно искусство совещательной речи. Ведь уже в те древние времена античные риторы хорошо понимали закономерность, о которой современный теоретик сказал: «Публично ориентированная риторика... фактически представляла собой существенный момент политического искусства и могла быть использована как действенное средство борьбы за власть: публичное слово в контексте полисной жизни становилось публичной силой».

Однако ораторское искусство было хоть и одной из ведущих, но не монопольной формой связей с общественностью в античном обществе. Конечно, устное слово отличается повышенной мобильностью, выразительностью, контактностью, но оно крайне недолговечно. Именно поэтому в социальную орбиту уже во времена античности активно «втягивалось» письменное слово, использовавшееся в самых разнообразных видах коммуникативной деятельности — историографических сочинениях, открытых письмах, настенных агитационных надписях и пр.

Исследователи связей с общественностью обнаруживают их проявления и в других древних ответвлениях письменности, например в эпистолографии, т.е. в доведших до наших дней образцах посланий: дружеских, дипломатических, бытовых. Государственные деятели, мыслители, ораторы античности нередко пытались повлиять на ход событий в своих полюсах с помощью так называемых совещательных писем, писем-размышлений, писем — политических воззваний или открытых писем, которые и сегодня являются достаточно распространенным коммуникативным жанром.

Еще одной формой письменной связи с общественностью, весьма распространённой в античном обществе, является эпиграфика — тексты, высекавшиеся на обелисках, каменных стелах, триумфальных арках призванные прославлять властителей и сохранять их политические деяния для потомков. Написанные зачастую от первого лица, эти обращения правителей к современникам и потомкам характеризовались повышенным пафосом, торжественной лексикой и стилистикой, безудержным возвеличиванием заслуг того или иного политического деятеля. Бесспорно, цель подобных обращений — не только возвеличивание того или иного властителя и пропаганда его деяний, но и информирование о политических завоеваниях. Будучи своеобразным видом письменной связи с общественностью, такие «каменные письмена» отвечали прежде всего пропагандистским целям, а потому и заслужили наименование монументальной пропаганды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: