double arrow

Россия на рубеже XVI-XVII вв. Смутное время


Россия на пороге Нового времени (XVII в.)

Живопись

Конец XV - начало XVI вв. - время расцвета древнерусской живописи. В это время на Руси работают гениальные художники Феофан Грек, Прохор с Городца, Андрей Рублев, Даниил Черный, Дионисий. Небывалый взлет русского искусства на рубеже XIV-XV вв. связывают с духовным влиянием игумена Сергия Радонежского и общим подъемом национального самосознания, связанного с Куликовской битвой.

Кисти Феофана Грека принадлежат фрески новгородской церкви Спаса на улице Ильина. Наиболее известными из произведений Андрея Рублева являются фрески Успенского собора во Владимире и икона “Троица”, написанная в память Сергия Радонежского для главного собора основанного им монастыря. На рубеже XV-XVI вв. работал выдающийся иконописец Дионисий. Со своими помощниками он расписал Успенский собор Московского Кремля, монастырские храмы Пафнутьева-Боровского Иосифо- Волоколамского и Ферапонтова монастырей. Из мастерской Дионисия происходят также житийные иконы, посвященные русским святым: митрополитам Петру и Алексею, Сергию Радонежскому, Дмитрию Прилуцкому. Эти иконы содержат помимо изображения святого изображения отдельных эпизодов из его жития, размещенные в виде рамы, состоящей из ряда клейм - небольших изображений.




Ливонская война и опричнина привели к хозяйственному разорению страны. В этих условиях государство и феодалы усиливали эксплуатацию горожан и крестьян, что приводило к бегству из центральных уездов на окраины: Дон, район Путивля, Крым. Бегство крестьян лишало феодалов рабочих рук, а государство налогоплательщиков.

Государство делало все возможное, чтобы сохранить рабочие руки за феодалами. С 1581 г. на территории страны начинают вводиться заповедные годы, когда крестьянам временно запрещалось переходить от феодала к феодалу в Юрьев день. Эта мера распространялась не только на владельческих крестьян, но и на государственных (черносошных, дворцовых), а также на посадское население.

К 1592 г. завершается составление писцовых книг, куда вносились имена крестьян и горожан, владельцев дворов. Власть, проведя перепись, могла организовать розыск и возвращение беглых. Многие исследователи утверждают, что после этого был издан указ, запрещавший переход крестьян на всей территории России. Однако текст указа не обнаружен.

И все-таки можно утверждать, что в конце XVI в. в России фактически сложилась государственная система крепостного права - наиболее полной формы зависимости при феодализме, так как в 1597 г. был издан указ о пятилетнем сроке сыска беглых крестьян. По этому указу розыску подлежали крестьяне, бежавшие с 1592 по 1597 г. Этих крестьян возвращали прежним владельцам в соответствии с записями в писцовых книгах. В 1607 г. был учрежден пятнадцатилетний сыск беглых.



7 января 1598 г. после смерти Федора не осталось законных наследников престола. В исторической литературе события с 1598-1613 гг. принято называть смутой. Всесторонняя разработка концепции смуты принадлежит В.О.Ключевскому, который видел ее причины в сложной социально-экономической обстановке, сложившейся в стране к концу XVI в. и усугубленной в связи с пресечением династии Рюриковичей (смерть 7 января 1598 г. бездетного царя Федора Ивановича).

Смута поистине стала войной всех против всех, разделив российское общество на враждебные один к другому слои.

1. Боярство, запуганное и разоренное опричниной, было недовольно тем, что после пресечения династии Рюриковичей трон достался худородному Борису Годунову, который к тому же пытался править самовластно.

2. Нарастал кризис феодального сословия в целом, т.к. численность служилых людей увеличивалась, а фонд поместных земель резко сократился в итоге “великого разорения” 70-80-х гг. XVI в.

3. Усиливался кризис и внутри феодального сословия, так как крупные феодалы переманивали крестьян у более мелких; последние, сидевшие в обезлюдевших поместьях, оказались в очень тяжелом положении.

4. Нарастало недовольство тяглового населения, натерпевшегося от войн и неурожаев, с недоверием относившегося к новому царю Борису Годунову, избранному на царство Земским собором.



5. Казачество, к началу века превратившееся в значительную социальную силу, противилось попыткам правительства подчинить казацкие земли.

Борис Годунов (7 января 1598 - 13 апреля 1605) Земским собором был избран царем. Он продолжал политику утверждения самодержавия и укрепления государства, основанную на укреплении положения дворянства и ослаблении феодальной знати.

В 1589 г. было введено патриаршество. Первым патриархом стал Иов, человек близкий к Годунову. Борис Годунов несколько упрочил международное положение страны. После войны со Швецией в 1590 г. были возвращены земли в устье Невы, утерянные Россией после Ливонской войны. В 1592 г. был отражен набег крымского хана Казы-Гирея.

В 1600 г., будучи уже царем, Борис Годунов заключил перемирие с Польшей на 20 лет. Однако его положение внутри страны оставалось непрочным. Знать всячески сопротивлялась утверждению самодержавия, стремясь к большей власти.

Борису Годунову, стремившемуся упрочить самодержавную власть, сразу же пришлось столкнуться с большими трудностями в управлении государством. В 1601-1603 гг. страну поразил страшный неурожай. Только в Москве за два года погибло от голода 127 тыс. человек. Правительство в борьбе с голодом установило предельную цену на хлеб, в ноябре 1601 г. разрешило переход крестьян, начало раздачу хлеба из государственных амбаров, усилило репрессии по разбойным делам и разрешило холопам уходить от своих хозяев, если те не могли их прокормить.

Однако эти меры успеха не имели. В 1603-1604 гг. вспыхнуло восстание холопов под руководством Хлопка Косолапа, охватившее все Подмосковье. Восстание было подавлено.

В соседней Речи Посполитой (Польско-Литовском государстве) только и ожидали повода вмешаться во внутренние дела ослабевшей России. В 1602 г. там объявился человек, выдававший себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия, сына Ивана IV, убитого в Угличе 15 мая 1591 г. В действительности самозванцем был галичский дворянин Юрий (Григорий) Отрепьев, постригшийся в монахи Чудова монастыря.

Поначалу польский король Сигизмунд III помогал самозванцу тайно. Лжедмитрий же не скупился на обещания. Он тайно перешел в католичество и обещал папе римскому, что вся Россия последует его примеру. Королю польскому обещал Смоленск и Чернигово-Северскую землю. Отцу своей невесты Марины, сандомирскому воеводе Юрию Мнишек - Новгород, Псков и миллион злотых.

В октябре 1604 г. Лжедмитрий I вступил в южные окраины страны, охваченные волнениями и восстаниями. На сторону самозванца перешел ряд городов, он получил пополнение отрядами запорожских и донских казаков, местных повстанцев. К началу 1605 г. под знаменами “царевича” собралось более 20 тыс. человек.

21 января 1605 г. в окрестностях села Добрыничи Комарицкой волости произошло сражение между отрядами самозванца и царским войском князя Ф.И.Мстиславского. Разгром был полный: Лжедмитрий I чудом спасся бегством в Путивль.

В этот критический для самозванца период 13 апреля 1605 г. внезапно умер царь Борис Годунов и на престол вступил его 16- летний сын Федор. Боярство не признало нового царя. 7 мая на сторону Лжедмитрия I перешло царское войско во главе с воеводами Петром Басмановым и князьями Голициными. Бояре-заговорщики спровоцировали в столице народное возмущение. Царь Федор был свергнут и задушен вместе с матерью. 20 июня 1605 г. самозванец торжественно въехал в Москву и венчался на царство в Успенском соборе. Как повел себя Лжедмитрий I в Москве ?

Православие оставалось государственной религией; более того, царь не разрешил строить в России католические церкви. Ни Смоленск, ни Северную землю он не отдал королю и предлагал только заплатить за них выкуп. Он даже вступил в конфликт с Речью Посполитой. Дело в том, что в Варшаве не признавали за русскими государями царского титула и именовали их только великими князьями. А Лжедмитрий стал называть себя даже цезарем, т.е. императором. Во время торжественной аудиенции Лжедмитрий долго отказывался взять из рук польского посла грамоту, адресованную великому князю. И в Польше были явно недовольны Лжедмитрием, позволившим себе действовать самостоятельно.

Интересы различных слоев общества, поддержавших Лжедмитрия I, противоречили друг другу. Поэтому, удовлетворив желания одних, новый царь неизбежно вызывал недовольство у других.

1. Чтобы заручиться поддержкой дворянства Лжедмитрий I щедро раздавал земли и деньги. Вскоре деньги пришлось занимать у монастырей. Это беспокоило духовенство. К тому же распространился слух о том, что Лжедмитрий тайно принял католичество.

2. Земельные и денежные пожалования дворян раздражали боярство. Недовольство вызывало и то, что Лжедмитрий I нарушал старые русские обычаи, привычный порядок придворной жизни. Есть все основания предполагать, что с момента смерти Годунова Лжедмитрий боярам стал не нужен.

3. Крестьяне надеялись, что новый царь восстановит их право перехода от одного помещика к другому в Юрьев день. Но уступив, Лжедмитрий I неизбежно вызвал бы недовольство дворян. Так и получилось, когда в 1606 г. крестьянам, ушедшим от своих господ в голодные годы, разрешили оставаться на новых местах (крестьян эта уступка, разумеется, не удовлетворила).

17 мая 1606 г. бояре-заговорщики убили самозванца, и на престол вступил один из организаторов заговора князь Василий Иванович Шуйский. Он не был избран Земским собором, его признали царем его сторонники-бояре, получившие затем одобрение со стороны собравшейся на Красной площади толпы москвичей, симпатизировавших Шуйскому. При воцарении новый царь сделал так называемую крестоцеловальную запись, обязуясь не судить своих подданных без участия Боярской думы, не подвергать гонениям невинную родню опального и, наконец, тщательно проверять все доносы. Ее значение, по всей видимости, не следует переоценивать. Обусловленная во многом конъюнктурными соображениями, запись имела в основе не столько политическую волю к ограничению самодержавия, сколько стремление верхов русского общества вернуться к нарушенной опричниной традиции совета царя с Боярской думой.

С воцарением В.Шуйского закончился первый период смуты и начался второй, характеризуя который надо проследить за развитием событий по трем основным линиям:

1. Первоначальное движение против Шуйского, в котором главная роль принадлежала И.Болотникову;

2. Появление Лжедмитрия II и борьба Москвы с Тушином;

3. Иноземное вмешательство в смуту.

Сразу после воцарения Шуйского пошли слухи о чудесном спасении Лжедмитрия I. Центром движения опять стала Северская земля, откуда летом 1606 г. от имени спасшегося царя начал свой поход на Москву Иван Исаевич Болотников.

В советской исторической науке восстание И.И.Болотникова характеризуется как Первая крестьянская война. Основные признаки крестьянской воины: восставшие выдвигают лозунги не местного, а общерусского характера; страна раскалывается на два лагеря - правительства и восставших; в восстании заметны элементы организации; в восстании участвуют различные социальные слои.

В народе продолжал упорно держаться слух о чудесном спасении Дмитрия, о том, что вновь воцарившись в Москве, он облегчит его положение. Болотников выступал как воевода Дмитрия и в своих грамотах призывал выступать против Шуйского. После побед под Кромами и в устье Угры 7 октября 1606 г. восставшие, к которым присоединились отряды дворян и казаков Прокопия Ляпунова и Истомы Пашкова, подошли к Москве. Волнениями был охвачен не только центр и юг страны, но и Поволжье, Западный Урал, Псков, Астрахань.

В решающий момент дворяне, убоявшись ширившегося народного движения, пошли на сговор с Шуйским, против которого еще недавно выступали. В сражении у села Коломенского Болотников потерпел поражение, снял осаду Москвы и отошел к Калуге. Действовавшие в Поволжье отряды терских казаков под командованием Илейки Муромца, двинулись на соединение с Болотниковым и помогли ему уйти из Калуги. Восставшие укрепились в Туле.

Правительство Шуйского принимало меры для подавления восстания. Для консолидации землевладельцев в 1607 г. был издан указ о пятнадцатилетнем сроке сыска беглых крестьян.

Болотников 4 месяца держался в Туле. Шуйскому даже не помогла устроенная плотина на реке Упе, которая позволила затопить Тулу. Помогла хитрость. Царь обещал сохранить жизнь восставшим, если они сложат оружие. Ворота Тулы были открыты. Шуйский не сдержал своего слова. Началась жестокая расправа с восставшими.

Однако с поражением восстания Болотникова народные выступления не закончились, а продолжались вплоть до 1615 г.

В 1607 г. в Польше объявился, наконец, тот, от чьего имени уже год как сражался Болотников. По мнению многих историков, Лжедмитрий II был ставленником польского короля Сигизмунда III, хотя многие и не поддерживают эту версию. Основную часть вооруженных сил Лжедмитрия II составляли польские шляхтичи и казаки. В январе 1608 г. Лжедмитрий II двинулся на Москву. Разбив в нескольких боях войска Шуйского, к началу июня Лжедмитрий II дошел до подмосковного села Тушина, где и обосновался лагерем. 16 месяцев тушинцы осаждали богатейший на Руси Троице-Сергиев, но его защитники отбили все приступы.

В этот период царь Василий Иванович решил просить военной помощи у Швеции, на престол которой претендовал польский король. На Север для сбора войска был отправлен царский племянник князь М. Скопин-Шуйский. Он заключил военный договор со Швецией, которая за уступку города Корелы с уездом прислала вместо 15-тысячного воинского отряда лишь 7 тыс. наемников.

С собранным войском, пополняясь по пути местными ополчениями, Скопин-Шуйский несколько раз разбил тушенцев и снял осаду с Троице- Сергиевой лавры. 12 марта 1610 г. полководец вступил в Москву. Это стало сигналом к распаду тушинского лагеря. Самозванец бежал в Калугу. В Москве во время празднования победы неожиданно умер Скопин-Шуйский. Полагали, что его отравила царская родня.

Польский король, окончательно убедившись в том, что Лжедмитрий II не в состоянии овладеть Москвой, решил непосредственно вмешаться в русские дела. Поводом послужило то, что в феврале 1609 г. московское правительство заключило союз со Швецией, а Польша находилась с ней в состоянии войны. Сигизмунд III с огромной армией осенью 1609 г. начал осаду Смоленска. Его гарнизон под командованием воеводы М.Шеина 20 месяцев оказывал героическое сопротивление врагу.

Попытка Василия Шуйского спасти осажденный Смоленск окончилась неудачей. Посланное на выручку войско бездарного брата царя Д.Шуйского в мае 1610 г. у деревни Клушино было разбито польским гетманом Жолкевским.

Лжедмитрий II вновь подступил к Москве. Это решило судьбу Шуйского, против которого поднялись дворяне, бояре. Бояре-тушинцы заключили с Сигизмундом договор об избрании на московский трон его сына королевича Владислава. В договоре 4 февраля 1610 г. была оговорена масса условий, с тем чтобы не ущемлялись права русских и право славной Церкви.

17 июня 1610 г. бояре свергли Шуйского, вынудив его постричься в монахи. Власть временно перешла в руки Боярской думы из 7 бояр (“семибоярщина”) во главе с Ф.И.Мстиславским. Боярская дума поспешила предложить трон Владиславу на условиях договора 4 февраля, ибо вопрос стоял так: либо он, либо самозванец. Московская чернь не скрывала своих симпатий к последнему и, как полагали бояре, была готова на переворот в его пользу. Боярское правительство согласилось впустить в Москву польские войска во избежание бунта в поддержку Лжедмитрия (21 сентября 1610 г.). В Польшу был увезен пленником бывший русский царь Шуйский.

Тем временем шведские войска начали захват русского Севера и вскоре обманом захватили Новгород.

Бежавший от Москвы Лжедмитрий II вновь укрепился в Калуге. Здесь его настигла смерть (11 декабря) - самозванец был убит на охоте татарским князем из его личной охраны.







Сейчас читают про: