double arrow

Образование российского централизованного государства


и свержение татаро-монгольского ига (XV- начало XVI вв.)

Дмитрий Донской передал в наследство своему сыну Василию I Дмитриевичу (1389-1425) Владимирский престол как вотчину, не спрашивая ханского разрешения (ярлыка). Василий I продолжал собирать русские земли под власть Московского княжества. Он купил у хана Тохтамыша ярлык на княжество Нижегородское и Муромский удел. Много бояр удельных князей переходили в службу более богатого и сильного князя Московского.

Укреплению московского княжества способствовала внутренняя стабильность: начиная с князя Даниила, до 1425 г. внутри Московского княжества не произошло ни одного междуусобного столкновения. Первой московской усобицей стала феодальная война второй четверти XV в., связанная с установлением порядка престолонаследия в Московском княжестве. Согласно завещанию Дмитрия Донского Московское княжество было разделено на уделы между сыновьями. Великое княжение было завещано старшему сыну Василию I. Второму сыну Юрию достались Галицкое княжество (район Костромы) и Звенигород. Поскольку духовная Дмитрия Донского составлялась, когда старший сын еще не был женат, наследником Василия I был назван Юрий.




После смерти Василия I Дмитриевича возник династический кризис. Претендентами на престол выступили его десятилетний сын Василий II, которого поддерживало московское боярство и великая княгиня Софья Витотовна (они обосновывали свои претензии сложившейся со времен Ивана Калиты традицией передачи московского стола от отца к сыну), и князь Юрий Дмитриевич, ссылавшийся на традиционный принцип наследования старшим по роду и завещание Дмитрия Донского.

Острый политический кризис заполнил почти все княжение Василия II Васильевича (1425-1462). В 1430 г. умер назначенный опекуном Василия II его дед великий князь литовский Витовт. Так как исчезла угроза столкновения Юрия с могущественным дедом Василия II, в 1433 г. Юрий разбил войска Василия и захватил Москву. Однако утвердиться здесь ему не удалось из-за враждебного отношения московского боярства и горожан. На следующий год Юрий снова захватил Москву, но через два с половиной месяца умер.

После смерти Юрия борьбу за московский стол продолжали его сыновья Василий Косой и Дмитрий Шемяка, которые уже в принципе не имели никаких прав на престол. Эта борьба, по существу, была борьбой между сторонниками решительной централизации и сторонниками сохранения старой удельной системы. Успех первоначально сопутствовал Василию Васильевичу, который в 1436 г. захватил в плен и ослепил своего двоюродного брата Василия Косого. Внутренними трудностями в Московском княжестве воспользовалась Орда. В 1445 г. хан Улу-Мухаммед совершил набег на Русь. Войско Василия II потерпело поражение, а сам великий князь попал в плен. Он был отпущен из плена за значительный выкуп, вся тяжесть которого, а также насилия прибывших для сбора этого выкупа татар, лишили Василия поддержки со стороны горожан и служилых людей. В феврале 1446 г. Василий был захвачен во время богомолья в Троице-Сергиевом монастыре Дмитрием Шемякой и ослеплен. Москва перешла в руки Шемяки.



Однако, захватив Москву, Дмитрий Шемяка не сумел добиться поддержки большинства населения и боярства. На стороне Василия II Темного (прозвище, полученное после ослепления) выступило большинство духовенства, а также тверской великий князь Борис Александрович. В декабре 1446 г. Василий Темный вступает в столицу своего княжества. Бежавший в Новгород Шемяка умер там в 1453 г., по слухам, он был отравлен по распоряжению московского князя.

Следствием феодальной войны было окончательное утверждение принципа наследования власти по прямой нисходящей линии от отца к сыну. Чтобы избежать усобиц в дальнейшем, московские князья, начиная с Василия Темного, выделяют старшим сыновьям наряду с титулом великого князя более крупную часть наследства, обеспечивая их превосходство над младшими братьями.

Кроме политического междоусобия княжение Василия II Темного было потрясено еще церковной смутой. В 1431 г. в Москве хотели поставить митрополитом епископа Иону, но патриарх Константинопольский поставил митрополитом на Руси грека Исидора.



Погибавшая под ударами турок-османов Византия пошла на заключение церковного союза с римским папой, рассчитывая на помощь западноевропейских держав в защите Константинополя. Уния была заключена в 1439 г. на соборе во Флоренции. Условиями ее было признание верховного главенства римского папы, принятие католических догматов при условии сохранения православных обрядов и богослужения. В числе подписавших акт об унии архиереев находился и московский митрополит, грек по национальности, Исидор. Однако после возвращения Исидора в Москву он был смещен с кафедры великим князем Василием II, а русская церковь не приняла унии и разорвала отношения с константинопольским патриархом.

В 1448 г. собором русских епископов в Москве был поставлен в митрополиты рязанский епископ Иона, выбранный по рекомендации великого князя без санкции константинопольского патриарха. Этот акт означал установление независимости (автокефалии) русской церкви. Приобретение русской митрополией автокефалии делала для нее особенно важным сохранение самостоятельности от светской власти.

Итак, завершение феодальной войны означало окончательную победу объединительной тенденции вокруг Московского княжества. Эта тенденция была закреплена, стала необратимой в период княжений Ивана III и Василия III.

По завещанию Василия Темного его старший сын Иван наследовал нераздельно область великого княжения Владимирского и примыслы (присоединены) - Нижний Новгород, Суздаль и Муром. Получив городов гораздо больше, чем все остальные братья вместе, он сосредоточил в своих руках “все материальные средства держать младших под своею рукою”. Этим подтверждается главный результат политического кризиса середины XV в: “новый обычай вотчинного наследования от отца к сыну восторжествовал решительно и бесповоротно над старым порядком родового наследования и старшинства дядей над племянниками”.

Княжение Ивана Васильевича (1462-1505) было важнейшим этапом в процессе создания единого Российского государства. Это время образования основной территории России, окончательного освобождения ее от монгольского ига и формирования политических основ централизованного государства. Иван III был крупнейшим государственным деятелем, человеком больших политических замыслов и решительных начинаний. Умный, дальновидный, расчетливый и настойчивый, но осторожный и хитрый, он был достойным продолжателем своего отца. Ивана Васильевича долгое время прозывали Великим.

С большим успехом Иван Васильевич осуществил объединение под своей властью разных областей Великороссии. Для этого он мобилизовал большие военные силы, но ему не понадобились кровавые битвы, так как население не оказывало серьезного сопротивления. К Москве были присоединены великое княжество Ярославское (1463), Пермский край (1478), княжество Ростовское (1474), Новгород и его владения (1478), княжество Тверское (1485), Вятская земля (1489). Великие и удельные князья отказались от верховных прав в своих владениях и переходили под политическое покровительство московского князя, превращаясь в его “подручников” или служебных князей. В 1490-1500 гг. политическое верховенство московского князя признали князья Вяземские, Белевские, Новосильские, Одоевские, Воротынские и Мезецкие, а затем и князья Черниговский и Новгород-Северский. Все они также поступили на московскую службу, признав себя подчиненными союзниками московского государя.

Во второй половине XIV в. Северо-Восточный край Руси с центром Москва получил название “Великая Русь”. Отсюда и происходит наименование “великорусская народность”, “Великорусский народ”, “великорусский этнос”.

Выступая защитником православной веры и возглавляя движение за создание великорусской народности, Иван III провел с Литвой ряд успешных войн, отторгнув от нее Верховские и Чернигово-северские княжества. По условиям перемирия с великим князем Литовским Александром (1503) к Москве отошли Чернигов, Новгород-Северский, Стародуб, Путивль, Рыльск, Гомель, Любеч, Брянск и другие, всего 19 городов и 70 волостей.

Иван III притязал на защиту и представительство не только великорусской народности, но и населения Южной и Западной Руси. Он неоднократно заявлял литовским представителям, что считает своей вотчиной Киев, Смоленск, Полоцк, Витебск и многие другие города, входившие в то время в состав Литовского государства.

По-прежнему наиболее важными оставались отношения с Золотой Ордой. Усилив свои позиции, Иван III начал вести себя как независимый от монголов государь, перестал платить им дань. Тридцать лет не было врагов под стенами Москвы. Выросло целое поколение людей, ни разу не видевших ордынцев на своей земле. Хан Ахмат решил восстановить господство Орды над Русью. Честолюбивый, умный, но осторожный, он несколько лет готовился к походу против русской земли. Победами в Средней Азии и на Кавказе он снова поднял могущество ханства, укрепил свою власть. Однако Ахмат не сумел удержаться в Крыму. Здесь на ханском престоле сидел вассал турецкого султана Менгли-Гирей. Крымское ханство, выделившееся из Золотой Орды (1443 г.), с тревогой следило за усилением державы Ахмата. Это открывало перспективы русско-крымского сближения. Историческая справка: Крымское ханство- государство в Крыму (1443-1783 гг.). Выделилось из Золотой Орды. С 1475 г. - вассал Турции.

В 1480 г. энергичный и удачливый Ахмат, заключив союз с литовским королем Казимиром, поднял поход на Русь Орду, собрав все силы своей огромной империи.

Над Русью вновь нависла опасность. Момент для нашествия хан выбрал весьма удачно: на северо-западе шла война русских с Орденом; враждебной была позиция Казимира; начался феодальный мятеж против Ивана Васильевича, его братьев Андрея Большого и Бориса на почве территориальных споров. Все как будто складывалось в пользу монголов.

Войска Ахмата подошли к реке Угре (притоку Оки), которая протекала по границе Русского государства и Великого княжества Литовского. Попытки татар форсировать реку не имели успеха. Началось стояние на Угре войск противников, которое закончилось в пользу русских: 11 ноября 1480 г. Ахмат повернул прочь. Где-то на зимовье в устье Северного Донца Иван Васильевич настиг его чужими руками: сибирский хан Ивак отрубил Ахмату голову и отправил ее великому князю в доказательство, что враг Москвы повержен. Иван III приветливо встретил послов Ивака и одарил их и хана.

Таким образом пала зависимость Руси от Орды. Почти 240 лет русский народ вел борьбу за свободу. В 1502 г. крымский хан Менгли-Гирей нанес ослабевшей Золотой Орде окончательный удар. Вместо нее образовалось несколько ханств: Казанское, Астраханское и Ногайские орды.

В 1472 г. состоялся брак Ивана III с племянницей последнего византийского императора (1453 г. пал Константинополь) Зоей (Софьей) Палеолог, возвысивший значение монархической власти в России. Великий князь московский становился как бы преемником византийского императора, почитавшегося главою православного Востока.

Изменение общественно-политического статуса великого князя московского отразилось и на его титуловании, теперь его называли: “Иоанн, божьей милостью государь всея Руси и великий князь Владимирский и Московский и Новгородский и Псковский и Тверской... иных”. В новом титуле нашла выражение не только мысль о московском государе как национальном властителе всей Русской земли, но также идея божественного происхождения его власти (в дополнении к прежнему источнику власти от отца и деда).

В 1493 г. Иван III формально принял титул “государя всея Руси”, открыто претендуя на земли Литовской Руси, находившиеся в то время под властью литовского зятя. В самом начале XVI в. Иван III упрямо доводил до римского папы, доказывая свою историческую правоту в войне с Литвой: “русская земля от наших предков, исстарины, наша вотчина”.

С целью введения единообразия в судебно-административную систему в 1497 г. был составлен и принят общерусский Судебник. В нем устанавливались единые нормы уголовной ответственности и судебно-процессуальные нормы для всей страны. В интересах феодалов-земледельцев Судебник ограничивал право крестьянского “отказа” от боярина или помещика только один раз в году, в Юрьев день (26 ноября). Условием перехода была уплата “пожилого”- компенсация земледельцу за потерю рабочих рук. Это был первый открытый шаг к установлению крепостничества на Руси.

Новое значение великого князя Московского отразилось и на государственном праве. Иван III передал по наследству своему старшему сыну Василию целый ряд политических преимуществ:

1. До сих пор все князья, сонаследники совместно по участкам владели Москвой; Иоанн III предоставил финансовое управление всей столицей, сбор доходов с нее одному великому князю, равно как ему же принадлежал и суд по важнейшим уголовным делам во всем городе Москве и в подмосковных селах, доставшихся в удел его младшим братьям.

2. До сих пор все князья, великий и удельные, били свою монету; по духовной Иоанна III право чеканить монету предоставлено было одному великому князю Московскому.

3. До сих пор удельные князья могли располагать своими вотчинами в завещаниях по личному усмотрению; по духовной Иоанн III удельный князь, умирая бессыновним, не мог никому завещать свой удел, который в таком случае переходил к великому князю.

4. По договорным грамотам со своими удельными братьями Иоанн III присвоил одному себе право вести сношения с иноземными государствами.

Обладая таким количеством политических прав, Василий III (1505-1533) являлся, по мнению В.О. Ключевского, “первым государем” в настоящем политическом смысле этого слова.

Присоединив к Москве Псков (1510), княжество Рязанское (1517), княжества Стародубское и Новгород-Северское (1517-1523) и Смоленск (1514), Василий III фактически завершил объединение Великороссии и превратил Московское княжество в национальное государство. Идеологическим обоснованием законности и величия последнего, а также самой идеи о священной миссии царской власти стала теория, возникшая в церковных кругах, о Москве как о “третьем Риме”, последнем и вечном царстве всего православного мира (“четвертому Риму не быть”).







Сейчас читают про: