double arrow

Тематический план. Пояснительная записка


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Пояснительная записка

Содержание

Термины по музейному делу

Термины по скульптуре, живописи, графике и декоративному искусству

Термины по садово-парковому делу

Термины по архитектуре


Антаблемент

Анфилада

Арка

Архитрав

Аттик

Балюстрада

Бельведер

Волюта

Интерьер

Каннелюры

Капитель

Карниз

Колонна

Колоннада

Купол

Люкарна

Манеж

Маскарон

Ордер

Пандус

Парапет

Пассаж

Периптер

Пилястра

Плафон

Портик

Просвет

Ростральная колонна

Ротонда

Свод

Стереобат

Стилобат

Усадьба

Флигель

Фриз

Фронтон



Аллея

Боскет

Грот

Каскад

Павильон

Партер

Пейзажный (английский) парк

Регулярный (французский) парк

Терраса



Анимализм

Барельеф

Батальный жанр

Бисквит

Бытовой жанр

Горельеф

Гризайль

Золочение (позолота)

Канделябр

Лубок

Лепнина

Люстра

Маринизм

Маркетри

Майолика

Натюрморт

Офорт

Паркет

Пейзаж

Стенник

Торшер

Фарфор

Шпалера (гобелен)

Этюд



Исторический музей Оружейная палата Румянцевский музей
Третьяковская галерея Эрмитаж  

Пояснительная записка…………………………………………………….3




Методические рекомендации для преподавателей………………………3

Методические рекомендации для студентов……………………………..7

Тематический план………………………………………………………...9

Программа курса………………………………………………………….11

Семинарские занятия……………………………………………………..47

Задания для самостоятельной работы…………………………………..65

Примерные экзаменационные вопросы…………………………………66

Методическое обеспечение курса……………………………………….70


Курс истории русской литературы XX века охватывает развитие русской литературы с 1917 по 1970-е гг.(1920-1930-е годы, 1940-1960-е годы, 1970-е годы). Материал курса предполагает освещение своеобразия прозы, поэзии и драматургии, трех литературных подсистем (метрополии, потаенной литературы, диаспоры), процесса смены художественных парадигм, социально-политических обстоятельств и социокультурной ситуации изучаемого периода.

Цель курса – сформировать у студентов систему знаний о русской литературе первой половины XX века и двух десятилетиях второй половины столетия.

Задачи курса:

-изложить основы теоретического анализа литературного процесса в категориях литературных направлений и течений;

-дать представление о литературных явлениях в хронологическом порядке, об исторической роли творчества писателей и отдельных произведений;

-обучить основам анализа жанровых, стилевых особенностей произведений и творческой индивидуальности писателей.

Требования к знаниям, умениям и навыкам, приобретаемым студентами в процессе изучения курса:



-знать основные теоретико-литературные понятия курса;

-знать о современных дискуссиях и нерешенных проблемах литературоведения.

-уметь анализировать художественное произведение в единстве конкретно-исторического и общечеловеческого аспектов;

-уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и художественной формы;

-уметь конспектировать научную литературу;

-уметь работать с энциклопедиями и специальными словарями;

-уметь в письменной форме отвечать на контрольные вопросы по курсу;

-иметь представление об общих и специальных работах;

-понимать основные положения научной литературы по курсу;

-владеть навыками ведения дискуссии по проблемам курса;

владеть навыками самостоятельного, критического мышления.

Методические рекомендации для преподавателей
для полноценного изучения данного курса небходимо в превую очередь опираться на прочтение художественных произведений, а во вторую, - на изучение критических и литературоведческих статей в журналах «Русская литература», «Вопросы литературы». Основанная литература, представленная учебниками в разделе «методическое обеспечение курса», не дает полной картины, способствующей полноценному восприятию произведений с позиций современности. Необходимо помнить, что полноценного понимания предмета без прочтения художественных текстов невозможно.
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ЛЕКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА




На лекциях создается база знаний, ориентирующих студентов на самостоятельный поиск смысла филологических явлений.
Лекционный материал создает проблемный фон с обозначением ориентиров, наполнение которых содержанием производится студентами на семинарских занятиях после работы с текстами учебных пособий и самих произведений. В основе изложения учебного материала - синтез лекционных ориентиров с углубленными и расширенными описаниями изучаемого материала. Рекомендуется использовать методику качественного решения проблем (создание ситуаций, стимулирующих процессы восприятия и понимания изучаемого материала). В содержании изучаемого материала должны быть представлены компоненты, побуждающие к творческой активности.
Эмоционально-ценностный компонент предполагает представление в содержании такого материала, который способствует проявлению эмоционального отношения к рассматриваемым фактам; устраняет внутренние препятствия творческим проявлениям обучаемых; демонстрирует возможности использования метафор и аналогий; поддерживает воображение и фантазию; развивает впечатлительность, широту и насыщенность восприятия; создает условия для обнаружения смысла в учебном материале.
Критический компонент содержания определяет его как основу для осмысления любого факта на предмет соответствия или несоответствия ценностям и смыслам эпохи открытия, современным ценностям, исходя из их априорного понимания студентом; ориентирует на развитие достаточно сильной позиции критичности.
Рефлексивный компонент ориентирует на создание ситуаций, когда содержание востребует умение осмысливать явление при помощи изучения и сравнения собственных размышлений, сомнений; умение конструировать и удерживать образ своего “Я” в контексте переживаемого события, самостоятельности в принятии решений и ответственности за них.
Творческий компонент содержит материал, требующий экспертные оценки и условия для перевода обучаемых в позицию экспертов; “обыденные” пояснения студентами собственных, донаучных и интуитивных (априорных) представлений о смысле представляемых явлений, основу для конструирования собственных отношений к изучаемому событию.
Регулирующий (оценочный) компонент содержания: рефлексия может выполнять и функцию самооценки, выступая как основа самоконтроля за качеством знаний, который выстраивается, прежде всего, от студента. Контроль выступает как диагностика усвоения учебного материала, его “осознание”.
Содержание знаний в учебном процессе прямо или опосредованно связано со средствами их изучения. Таким образом, выделяются три взаимосвязанных формы обучения, имеющие общие и специфические средства:
- вводная информация (на лекциях);
- изучение текстов и выполнение письменных заданий (самостоятельная работа студентов по созданию новых текстов);
- обсуждение текстов на основе вводной информации (семинарские, практические занятия).
Способы представления лекционного материала, как средства пробуждения и расширения смыслотворческой деятельности студентов:
- работа преподавателя с содержанием темы, которая позволит ему обратиться к реальным источникам существования филологических изысканий;
- исчерпывание возможностей накопленного научного опыта - представление позиций, необходимых для начала переосмысления рассматриваемого материала: недостаточность имеющихся знаний, их несоответствие современным представлениям, закрытость, однозначность, абсолютизация, конечность и т.п. накопленных знаний;
- представление существа проблемы с позиций различных научных подходов: раскрываются особенности феномена, объясняются его связи с другими явлениями, определяется ориентировочный веер возможностей развития самого феномена и опосредуемых им положительных и негативных влияний на другие феномены и т.п.
- представление противоречий: материал размечается ориентирами для дискредитации прежних смыслов и построения актуальных; привлечение неявных средств пробуждения культурного смыслотворчества: философские аспекты представления учебного материала, особым образом распределенного и по-разному воспроизводимого в условиях столкновения познания с трудностями (феноменологическая позиция с использованием методов понимания, эйдетической редукции и саморазвития точек духовно-личностного измерения).
- введение проблемной неоднозначности выдвигаемых ориентиров: прием сопоставительного анализа понятий способствует формированию предпосылок для самоорганизации личностных установок на осознание внутренних источников, связей, механизмов развития сущностей и смыслов явлений, составляющих предмет изучения;
- подбор материала, ориентирующего на развитие сильной позиции критического отношения к педагогическим явлениям.
Достаточно сильная позиция критичности: 1) умение считать свое мнение и ценностные ориентации не как единственно значимые и справедливые, а как опосредованные другими мнениями и ориентациями; 2) умение доказывать и отстаивать свои идеи, свою позицию; 4) умение избегать огульного и мелочного «критиканства»; 5) умение избегать установок “у нас (у них) все равно лучше (хуже)”; 6) умение объективно оценивать себя в возможной (предполагаемой) ситуации действия негативных факторов, проявляемых тем илииным филологическим изысканием.

Организация семинарских занятий
На первый план выносится создание условий для становления сознания, способного самостоятельно конструировать пространство своих филологических изысканий. Основной материал - это собственно работа сознания, которая в гуманистической педагогике не может быть инициирована иначе, как посредством создания условий, побуждающих его самостоятельную смыслопоисковую интеллектуальную деятельность.
Условия или учитываются, или создаются для использования в образовательных целях. Этим условие отличается от понятия “метод”. Собственно условия представляют некоторую среду, объединяющую разнообразные возможности. Это возможности для оценивания, выстраивания определенных типов отношений (критичности, мотивирования, самоутверждения, самоактуализации и т.д.) к тому, что предлагается в качестве содержания.
Личностное отношение к знаниям обеспечивается посредством востребования “обыденных” пояснений студентами собственных, донаучных и интуитивных представлений о смысле изучаемых явлений. Для этого создаются условия, ненавязчиво ставящие студентов в позицию экспертов. Используются приемы создания проблемных ситуаций, а также многие позиции открытого представления знаний: информация о знаниях сообщается в неполном виде, оставляя возможность для дополнения обыденными знаниями, значениями, смыслом и опытом студентов; внимание акцентируется на зависимости рассматриваемого явления от случайностей, стихийных и хаотических, неуправляемых и слабоуправляемых процессов его развития и т.д. Таким образом осуществляется введение собственных смыслов студентов в контекст сообщаемой информации. Происходит дополнение научных смыслов (вводная информация преподавателя) обыденными их значениями, существующими в представлениях студентов.
Одним из эффективных средств востребования “обыденных” пояснений является демонстрация позитивных и негативных последствий описываемого явления.
Приемы совместного проектирования цели занятия:
- предложение темы преподавателем и пояснение своего видения ее цели;
- оказание педагогической поддержки студентам в доформулировании, уточнении и конкретизации цели, создание условий для осознания студентом сути цели занятия (“прояснение сущности”, вынесение за скобки несущественного), прояснение целевых противоречий (коллизийность сознания) и собственных смыслов (смыслотворческая деятельность сознания);
- совместное проектирование требований к уровню знаний и умений по ступенькам подготовки (фактологические знания, ориентации на понимание источника возникновения явления, пояснения его смысла, связей смыслов с другими явлениями и т.д.);
- введение компонента региональных знаков, ценностей и смыслов культуры в проектирование цели (предложения по связи темы с родным городом, проявление личных познавательных потребностей, возможностей и интересов).
Готовность к практической реализации смыслов осуществляется благодаря использованию приемов вовлечения в дискуссию. Одним из эффективных приемов является предложение пояснить смысл антитезно представленного материала. Вводная информация оставляет определенный простор для завершения ее в дискуссионном порядке. Студентам предлагается высказать свою точку зрения на полученные сведения, дополняя их своими пониманиями и смыслами. Так достигается реализация актуального смысла.

Учитывая специфику, форму обучения студентов очного обучения, следует обратить внимание на следующие методические рекомендации.

1. Со стороны преподавателя должен быть установлен контакт со всеми студентами-очниками и их информация о порядке прохождения курса, его особенностях познания, материально-техническое обеспечение обучаемых необходимыми пособиями.

2. В процессе установочных лекций преподаватель раскрывает содержание курса предмета, дает методические рекомендации обучаемым по самостоятельному изучению проблем, характеризуя пути и средства получения углубленного знания предмета, высказывает советы и рекомендации по изучению учебной литературы, самостоятельному чтению.

3.Обучаемые должны тщательно спланировать учебное время так, чтобы в него органично вливались все изучаемые ими предметы, а также поэтапно спланировать по индивидуальному плану изучение читаемого курса.

4. Приступая к изучению предмета, необходимо подготовить учебную литературу. Основные учебники рекомендованы ведущим преподавателем в методическом пособии и также рекомендуются на вводной лекции.

5. В процессе изучения курса необходимо обратить внимание на самоконтроль. С этой целью каждый студент после изучения учебника и дополнительной литературы должен проверить уровень своих знаний с помощью вопросов, которые помещены в учебной программе.

6.Успех в изучении предмета студента-очника зависит от систематической индивидуальной деятельности. Такая деятельность должна быть ориентирована на основательное изучение программы; проблемных вопросов к каждой теме; предлагаемой литературе; подготовки практическим занятиям.

7.Студентам-очникам целесообразно наладить творческий контакт с преподавателем, придерживаться его рекомендаций и советов по успешному овладению знаний поданному курсу.


Тематический план дисциплины «История русской литературы XX века (1920 – 1970-е годы)» для студентов 4 курса. В том числе: лекций - 36 часов, практических занятий-36 (10) часов, самостоятельной работы – 68 (44)) часов. Итоговая форма контроля – экзамен в 7 семестре.

№№ Наименование темы Лек- ции Практ зан. Самост. раб.
1. 1 Общественная ситуация 1920-х гг. Литературные группы. Приоритетные темы. Концепция нового мира и нового человека. Интеллигенция и революция. Сатира и антиутопия.   2 (1)
2. 2 Сатирические рассказы М.Зощенко 1920-х гг.   2(2)
3. 3 Общественно-литературная ситуация 1930-х гг. Проза, поэзия 1930-х гг.   2(1)
4. 4 «Тихий Дон» М. Шолохова – эпопея об исторической судьбе нации в переломную эпоху.   2(2)
5. 5 Драматургия 1920-30-хх гг. Система жанров. МХАТ, Вс. Мейерхольд и театральные искания 20-х – 30-х гг. 2(1)
6. Творчество Е. Замятина.   2(1)
7. 6 Модернизм, неореализм, соцреализм в литературе 1920-30-х гг. Литературные стили.   2(1)
8. 7 М. Булгаков (1891-1940). Общественная позиция. Роман «Белая гвардия». Пьеса «Дни Турбиных». Комедии. Роман «Мастер и Маргарита».   2(2) 4(2)
9. 8 Социально–философская направленность прозы А. Платонова.   4(2)
10. 9 Художественное решение проблемы «интеллигенция и революция» в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго».   2(2) 4(2)
11. 10 Послеоктябрьское творчество С. Есенина.   2(2)
12. 11 Проблемно-тематическое и жанровое многообразие лирики. Гражданское и лирическое в эпосе В. Маяковского.   2(2)
13. 12 Исторический путь народа в поэтическом эпосе А. Твардовского.   2(2)
14. 13 Литература периода ВОв. Историческая проза ВОв. Рассказ, повесть и роман в прозе о ВОв. Публицистика и очерки о ВОв. Драматургия. 2(1)
15. 14 Литература послевоенного времени. Проза, поэзия, драматургия. Послевоенные повести о войне.   2(1)
16. 15 Литература сер. 50 - 60-х гг. Период «оттепели» в развитии русской культуры и литературы.   2(2)
17. 16 Тема Вов в 50-60-е гг. Роль рассказа «Судьба человека» в развитии литературы о войне. «Лейтенантская проза». «Лагерная» проза. 4(1)
18. 17 Деревенская тема и «деревенская проза». «Матренин двор» А. Солженицина. Творчество В. Белова, В. Распутина, В. Астафьего, В. Шукшина и др. 2 (2) 2(2)
19. 18 Политическая и нравственная проблемы рассказов А. Солженицына. Рассказы «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор». 2(2) 2(2)
20. 19 Поэзия 1950-60-х гг. Официальная и поэзия андеграунда. Песенная лирика: бардовская и рок-поэзия. 2(2)
21. 20 Драматургия 1950-60-х гг.   2(1)
22. 21 Русская литература «семидесятых годов» (1968-1986). Культурная обстановка. Диссиденство.   2(1)
23. 22 Изменения соцреалистической парадигмы. Новые версии жанра «народной эпопеи». Исторический и идеологический романы. Трансформации «положительного героя».   2(1)
24. 23 Проблема «человек и природа» в литературе 1970–х гг. (В.Астафьев «Царь–рыба», В.Распутин «Прощание с Матерой 3(2)
25. 24 Поэмы А. Ахматовой. 2 (2) 3(3)
26. 25 Гротеск в поэзии и прозе1970-х гг. А. Галич. В. Высоцкий. В. Аксенов. В. Войнович. Ф. Искандер.   3(3)
27. 26 Интеллектуальная проза 1970-х гг. Ю.Трифонов. В. Быков. А. Вампилов. Фантастика братьев Стругацких. 3(3)
  Итого 36(10) 68(44)

Примечание:в скобках указаны часы для студентов башкирской филологии.







Сейчас читают про: