Семинар № 5.
Литература
Вопросы
Семинар № 4.
Литература
1. Большая литературная энциклопедия / Красовский В.С. – М., 2003. – С. 327.
2. Занковская Л.В. Характерные черты стиля Сергея Есенина // Литература в школе. – 2004. - № 1.
3. Захаров В.Н. Художественно-философский мир Есенина // Литература в школе. – 2004. - № 2.
4. Кондаков И. Адова пасть (Русская литература 20 века как единый текст) // Вопросы литературы. – 2002. - № 1. – С. 25.
5. Литература: Большой учебный справочник. – М., 2004. – С. 214.
6. Марченко А. «Я хочу видеть этого человека…». Попытка истолкования «образов двойного зрения» // Вопросы литературы. – 2006. - № 6. – С. 121.
7. Русская литература: Большой учебный справочник. – М., 2002. – С. 938.
8. Сычев Б.П. Поэма С.А. Есенина «Черный человек» // Литература в школе. – 2006. - № 9. – С. 29.
9. Шубникова-Гусева Н.И. О поэме Есенина «Анна Снегина» //Литература в школе. – 2004. - № 9. – С. 8.
Роман М.А. Булгакова «Белая гвардия» (2 ч.)
Творческая история. Автобиографический конкретно-исторический материал и проблема его пересоздания. Значение эпиграфов. Жанровая природа произведения. Трагическое в романе, в судьбе его центральных героев. Функции снов в романе. Дом и Город: их символическая природа. Мир природы: мотивы снега и метели, звезды. Многозначность слова и лейтмотива.
Тематика рефератов и сообщений
1. Своеобразие авторской речи в романе М. Булгакова «Белая гвардия».
2. Идея преемственности нравственных ценностей в романе М. Булгакова «Белая гвардия».
3. Контрастные темы (покоя – хаоса, реального – призрачного, преходящего – вечного) в романе М. Булгакова «Белая гвардия».
1. Безносов Э.Л. Роман Булгакова «Белая гвардия» // Первое сентября. - 2004. - № 37. - С. 24-31.
2. Белозерская-Булгакова Л.Е. Воспоминания. - М.,1989.
3. Боборыкин В.Г. Михаил Булгаков. - М., 1991.
4. Богданов Н.Н. «Пятое измерение» Михаила Булгакова // Литература в школе. – 2004. - № 8. – С. 13.
5. Галинская И.Л. Наследие Михаила Булгакова в современных толкованиях. – М., 2003.
6. Карсалова Е.В. Русский Дом: жизнь и судьба – сквозь годы испытаний (И.С. Шмелев «Лето Господне». М.А. Булгаков «Белая гвардия». Ф.А. Абрамов «Дом». В.Г. Распутин «Изба») // Литература в школе. – 2004. - № 9. – С. 32.
7. Киреев Р. Михаил Булгаков: Последний полет // Первое сентября. - 2004. - № 32.
8. К 100-летию М.А. Булгакова // Литературное обозрение. - 1991. - № 5.
9. Соколов Б. Михаил Булгаков. - М., 1991.
10. Соколов Б. Три жизни Михаила Булгакова. – М., 1997.
11. Творчество М. Булгакова в школьном изучении. // Первое сентября. – 2006. - № 8.
12. Чернышева И. «Белая гвардия» в жизни Булгакова // Первое сентября. – 2006. - № 8.
Театр М.А. Булгакова (2 ч.)
Трагический слом русской жизни в пьесах «Дни Турбиных», «Бег». Образы персонажей. Поэтизация Дома, лучших человеческих проявлений в «Днях Турбиных». Трагическое, лирическое и фантасмагорическое в пьесе «Бег». Роль пьес Булгакова в художественном отражении проблемы «интеллигенция и революция».
«Зойкина квартира» - трагифарс о «гримасах нэпа». «Багровый остров» как комедия-памфлет. Ее проблематика, пародийная направленность, стилевая разноплановость, композиционное своеобразие.
Антивоенная драма «Адам и Ева». Постановка проблемы «художник и общество» в пьесах «Кабала святош» («Мольер»), «Последние дни» («Пушкин»). Судьба драматургии Булгакова, ее место в литературе 20–х годов.
Тематика рефератов и сообщений
1. Полемика вокруг пьесы «Дни Турбиных» М. Булгакова.
2. Мотив трагедии белого движения в пьесе М. Булгакова «Бег».
3. Авторская позиция в пьесе М. Булгакова «Адам и Ева».