double arrow

Вопросы. Тема революции и гражданской войны в рассказах 1920-х годов

Семинар № 3.

Литература

Вопросы

Семинар № 2.

Литература

Вопросы

Тема революции и гражданской войны в рассказах 1920-х годов

Семинар № 1.

Семинарские занятия

(2 ч.)

«Конармия» И. Бабеля. Особенности изображения гражданской войны. Проблема гуманизма. Рассказчик и его место в цикле. Сказовые новеллы. Межновеллистические связи и проблема авторской полиции. Экспрессионистская манера изображения.

«Донские рассказы» М. Шолохова и их место в литературном процессе. Остроконфликтность, внимание к простому человеку, индивидуализация речи героев, роль пейзажа.

Проблема нового человека («Гадюка» А.Н. Толстого. «Щепка» В. Зазубрина).

Тематика рефератов и сообщений

1. Образ Дома в произведениях 1920-х гг. о революции и гражданской войне.

2. Образ ребенка в произведениях 1920-х гг. о революции и гражданской войне.

3. Судьба интеллигенции в произведениях 1920-х гг. о революции и гражданской войне.

1. Безносов Э.Л. Книга Бабеля «Конармия» // Первое сентября. – 2004. - № 35. – С. 25.

2. Большая литературная энциклопедия / Красовский В.С. – М., 2003. – С. 30.

3. Горбушин С. Над страницами прозы Бабеля «Конармия» // Первое сентября. – 2005. - № 16. – С. 41.

4. Корчагина Л. Тема Гражданской войны в «Донских рассказах» М.А. Шолохова // Первое сентября. - 2005. - № 10.

5. Революция 1917 года и Гражданская война в русской литературе / Литература: Большой учебный справочник. – М., 2004. – С. 133.

6. Журавлева А.А., Ковалева А.Н. Михаил Шолохов. – М., 1975.

7. Якименко Л. Творчество М.А. Шолохова. – М., 1977

Сатирические рассказы М. Зощенко (2 ч.)

История жизни и творческого пути. Своеобразие комической новеллы и стиля. Объект сатиры Зощенко в трактовке критики 1920-30-х гг. и современного литературоведения. Характер героя Зощенко. Пародийное начало в его творчестве. Проблема «чужого» слова.

Тематика рефератов и сообщений

1. Фигура рассказчика в малой прозе М. Зощенко.

2. Форма сказа в рассказах М. Зощенко.

1. Безносов Э.Л. Сатирические образы «новых» людей в рассказах Зощенко // Первое сентября. 2004. - № 41.

2. Голубков М.М. Русская литература ХХ века: После раскола. – М, 2002. – С. 107.

3. Долгих А.В. М. Зощенко – сатирик // Литература в школе. – 2004. - № 12. – С.31.

4. Жолковский А.К. Михаил Зощенко: поэтика недоверия. – М., 1999.

5. Лунина С.М. Зощенко. Своеобразие личности и творчества // Первое сентября. – 2005. - № 8. – С.21-23.

Послеоктябрьское творчество С. Есенина (2 ч.)

Драматическая поэма «Пугачев»: темы мятежа и бунтарства, ощущение красоты бытия и его непрочности, чувство всепрощения и прощания с жизнью. Пушкинская традиция в изображении пугачевского бунта, сходство и различие.

Поэма «Анна Снегина». Лирическое и эпическое начала. Импрессионизм в художественном решении лирической темы. Некрасовские традиции в решении эпической темы. Деревня и революция. Тема двойственности национального характера.

Поэма «Черный человек». Влияние «Моцарта и Сальери» А. Пушкина. Тема преодоления поэтом раздвоенности.

Тематика рефератов и сообщений

1. Поэтика С. Есенина.

2. Б. Пастернак о моцартовском начале в личности С. Есенина («Люди и положения»).

3. «Образы двойного зрения»впоэме С. Есенина «Черный человек».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: