double arrow

ТЕОРИЯ ИНСТИНКТОВ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ.

Основа социального поведения- психическая реальность. Ближе к концу XIX в. в социологии возникает психологическое направление, оказавшее сильное влияние на развитие ее как науки. Появление нового направления было связано с успехами психологии, особенно экспериментальной. Кроме того, психология, которая еще в начале XIX в. изучала лишь индивида, к концу столетия исследует социальные процессы и поведение групп (общностей) людей. Своеобразный биологический редукционизм, сведение многообразия социальных явлений к биологическим более не устраивало социологию. Как реакция на неудовлетворенность этим редукционизмом, с одной стороны, и как появление интереса к проблемам мотивации человеческого поведения его психологическим механизмам, с другой, возникает психологическое направление в социологии.Психологическое направление в социологии, сформировавшееся на рубеже веков, имело сложную структуру. Выделим психологический эволюционизм, групповую психологию, психологию подражания, психологию народов, инстинктивизм, интеракционизм (направление, изучающее межличностное взаимодействие). Важным моментом для исследователей научного поиска оказалось то, что представители психологической социологии обратили внимание на проблему соотношения общественного и индивидуального сознания как наиболее значимую. Вообще, следует сказать, что для сторонников этого направления основными категориями являются сознание и самосознание.




Связана с бихевиоризмом(поведением). Основа поведения об-ва и ч-ка – инстинкт:врожденная реакция на внешнее воздействие,психофизическое предрасположение. Любой инстинкт сопровождается соответствующей эмоцией,которые не осознаны,но определяют дальнейшее поведение.

Инстинкт борьбы - гнев, страх;

И. бегства – самосохранение;

И. приобретения – собственничество;

И. строительства – чувство созидания;

И. стадности – чувство принадлежности:самый социальный и главный инстинкт,т к благодаря ему люди группируются,деятельность приобретает коллективный характер,следствием этого является рост городов,массовые сборища и т.п.

М. Даугалл выделяет групповой разум-результат эволюции.

В ходе эволюции истинкт был облогорожен интеллектом.Благодаря отличию человека от животного на основе интеллекта выделяет дух причины,который имеет 3 формы духовной взаимосвязи:

1) Симпатия 2) Внушение 3) Подражание

41."ПСИХОЛОГИЯ НАРОДОВ".

В основе лежит чисто философская концепция.Главная движущая сила истории -дух целого народа, он выражается в искусстве ,религии языке, обычаях и обрядах. Самое главное-это национальное слзнание,которое определяет направление деятельности.Дух индивида не является самостоятельным целым, это лишь часть общего. Все решается в пользу общества, индивид лишь звено. В дальнейшем отказался от понятия» дух целого и дал более четкое понятие. Затем предложил исследовать язык обычаи и мифологию. В языке заложены великие смыслы, разные я зыки своеобразны (порядок слов, лексическое значение). Народы по –разному мыслят. Вундт создал 1 в мире психологическую лабораторию для изучения индивидуальной психологии. Там изучались пласты обыденного сознания : культура, формула повседневного поведения.Все изучения дают возможность предсказывать реакцию народов на определенные внешние воздействия. Вундт противопоставил индивидуальной психологии психологию народов. Мышление и речь и другие психологические явления невозможно понять вне психологии народов. Она должна схватывать общее в психологии больших масс. Язык, миф, обычай – это не фрагменты народного духа, но самый этот дух народа в его относительно еще не затронутом индивидуальном виде, который обуславливает все остальные процессы. Язык содержит общую форму живущих в духе народа представлений и законы их связи; мифы – содержание этих представлений; обычаи – возникшее из этих представлений общее направление воли. Под словом «миф» понимается все первобытное миросозерцание, под словом «обычай» - все зачатки правового порядка. Психология народов исследует эти три области и, что не менее важно, их взаимодействие: язык – это форма мифа; обычай выражает миф и развивает его.Таким образом, методы психологии народов по В. Вундту – это анализ продуктов культуры (языка, мифов, обычаев, искусства, быта). Причем психология народов пользуется исключительно описательными методами. Она не претендует на открытие законов. Психология, любая, в том числе и психология народов, – это не наука о законах, во всяком случае, не только о них. В ее фокусе – проблема развития (важная для Вундта категория), в случае психологии народов – развития «души народа».











Сейчас читают про: