Города, культура Золотой Орды

Улус Джучи (Золотая Орда). Время становления и расцвета

Продолжение монгольских походов. Оставив после себя на территории Волжской Булгарии дымящиеся развалины, монгольские войска двинулись на земли кыпчаков и других степных народов, буртасов, мордвы, чуваш, марийцев и покорили их. Тогда же, осенью 1237 г., они устремились на Северо-Восточную Русь. Самостоятельные к тому времени, но маломощные русские княжества (с 30-х гг. XII в. на Руси наступил период феодальной раздробленности) не смогли остановить нашествие. Князья постоянно враждовали друг с другом, и монголы разбили их поодиночке сравнительно быстро. В 1237-1238 гг. были разгромлены Рязанское, Владимирское княжества, около 20 русских городов. Затем удар был нанесен по Юго-Западной Руси. В 1239-1240 гг. пали Черниговское, Переяславское, Киевское, Галицко-Волынское княжества. После недолгой осады и сильного штурма воины Батыя захватили Киев, который был разграблен так же беспощадно, как и столица Булгарии Бил яр.

После покорения русских земель монгольские войска направились в Центральную и Южную Европу. Выйдя к берегам Адриатики, Батый получил известие о смерти каана (великого хана) Угедея. Он вынужден был прекратить военные действия, и поспешил вернуться в столицу Монгольской империи Каракорум, чтобы принять участие в курултае по выборам нового каана.

В конце 1241 начале 1242 гг. войска Батыя оста­новились на Нижней Волге, в Половецких степях (Деш-ти Кыпчак). Часть войск ушла в Монголию. Батый же решил остаться на Волге: держать в покорности завоеванные земли издалека было невозможно.

Улус Джучи: от основания к самостоятельному государству. Здесь, в Половецких степях, постепенно складывалось государство, которое широко известно сейчас под именем Золотая Орда. Но такое название появилось лишь в XVI в. Во времена же существования этого государства его называли Улусом Джучи по имени старшего сына Чингисхана. Часть земель, покоренных еще при его жизни (обширные области в окрестностях озера Балхаш и Аральского моря, Южная Сибирь), Чингисхан отдал Джучи в качестве удела (улуса). Старшему сыну он завещал и земли пока еще не завоеванной Восточной Европы, до тех пределов, «куда успеют дойти копыта татарских коней». Однако Джучи умер в 1227 г. и после его смерти эти земли покоряет уже его сын, внук Чингисхана Батый. Он и создает государство, названное именем своего отца.

Первая ставка Батыя находилась в Болгаре, где вскоре возобновляется чеканка монет. Сюда начинают приходить русские, армянские, булгарские князья, чтобы получить владетельный престол. В начале 40-х гг. XIII столетия по приказу хана разворачивается строи­тельство новой столицы Улуса Джучи города Сарая на Нижней Волге.

Таким образом, при правлении Батыя (1242-1256 гг.) начинается формирование нового государства. Но при нем Золотая Орда все еще оставалась зависимой от верховного главы всей Монгольской империи. Батый считался вассалом Менгу-каана и чеканил свои монеты от его имени. Даже своего преемника на престол, старшего сына Сартака, он просил утвердить в Каракоруме.

В 1258 г. на престол вступил Берке, кандидатура которого была поддержана мусульманскими купцами и монгольской аристократией в Сарае. Берке еще при жизни Батыя принял ислам и скоро начался переход правящей верхушки от шаманства к му­сульманству.

Новый хан, как и его предшественник, стремился к полной самостоятельности. Когда в Каракоруме сменилась власть и кааном стал Хубилай, Берке отказался чеканить монеты с его именем, но еще и не ставил своего имени.

Превращению Улуса Джучи в независимое государ­ство способствовало перенесение Хубилаем столицы мон­гольских ханов из Каракорума в Ханбалык (Пекин) в 1264 г. С этого момента связь между центральной администрацией империи и ее отдаленными областями-улусами практически прервалась. В Ханбалык уже не отсылали налоги, собранные с населения Улуса Джучи. Берке в пределах Золотой Орды провел перепись всего податного населения, в том числе в Булгарии. В русских княжествах появились баскаки. Это были наместники хана, которые контролировали деятельность местных князей.

Фактически Золотая Орда стала независимым государством. Но свою полную независимость она закрепила при Менгу-Тимуре (1266-1282 гг.). Этот хан впервые начал чеканить монеты со своим именем.

Территория и население. Ханы Джучиева Улуса вла­дели огромной территорией. Она охватывала почти половину Азии и Европы от Иртыша на востоке до Днестра и Дуная на западе; на севере его территория включала в себя русские, булгарские, мордовские, марийские и удмуртские земли, на юге доходила до Арала, Каспия,

Азовского и Черного морей. Русские княжества в Улус Джучи не входили, но были от него в сильной зависимости. Великие князья получали ханские ярлыки на княжение, платили дань.

В Улусе Джучи проживали разные народы. Большей частью они занимались кочевым скотоводством. Некоторые народы, например, булгары, народы Крыма и Хорезма, вели оседлый образ жизни.

Сами монголы составляли меньшинство населения не более 300 тысяч человек. Часть из них ушла обратно в Монголию, а другая часть, смешавшись с местным, преимущественно кыпчакским населением, отюречилась. Вот что отмечал по этому поводу арабский писатель XIV в. ал-Омари: «В древности это -государство (Золотая Орда. Ф.Х.) было страною кыпчаков, но когда им завладели татары (монголы), то кыпчаки сделались их подданными. Потом они (монголы) смешались и породнились с ними (кыпчаками), и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их (татар), все они стали точно кыпчаки, как будто они одного (с ними) рода». Другой арабский писатель XIV в., Ибн Баттута, побывавший в Золотой Орде, называл всех подданных монгольского хана тюрками. Он подчеркивал, что эти подданные разговаривают на тюркском языке, подразумевая под ним кыпчакский (половецкий) язык. Знающие люди того времени советовали иностранным купцам, едущим в Золотую Орду, нанять переводчика и слуг с хорошим знанием кыпчакского языка. Характерно, что в 1303 г. в Италии был составлен «Кодекс куманикус» («Половецкий словарь») в качестве руководства для венецианских купцов.

Улус Джучи был создан монгольскими ханами. Монголов же в Европе называли татарами, этот этноним и перешел на население Золотой Орды. Со временем, мно­го столетий спустя, он закрепился за булгарами. Однако современные татары, особенно поволжские, обязаны своим происхождением не монголам, а булгарам и кыпчакам. К монгольским завоевателям они не имеют никакого отношения.

Хан Узбек (1312-1342 гг.). Во время правления хана Узбека Золотая Орда превратилась в одно из крупнейших государств средневековья. Ибн Баттута, который побывал во многих странах и видел на своем веку много правителей, называл Узбека «одним из величайших и могущественнейших царей мира». При Узбеке государство стало централизованным, был создан управленческий аппарат, эффективно действовавший как в центре, так и на местах.

Золотая Орда была феодальным государством, которым правил хан из династии чингизидов. Еще в период образования Джучиев улус был разделен между 14 сыновьями Джучи (братьями Батыя). Все эти сыновья в качестве наследственных владений, уделов получили обширные земли.

Государственное управление. Каждый царевич, стоявший во главе отдельного улуса, считал себя почти самостоятельным государем. Но все они в то же время признавали единую власть хана главы государства. Царевичи несли определенную повинность в пользу хана и служили ему, главным образом, в качестве воинов (военачальников), принимали участие в курултаях, помогали в общегосударственных делах.

Совещательным органом при хане был диван, в него входили улусные эмиры, ближайшие родственники хана и военачальники. Везир выполнял функции главы правительства и держал под своим контролем государственную казну. Беклерибек заведовал всеми военными делами, руководил темниками, тысячниками и т.д. В подвластных областях правили представители центральной администрации, наместники хана баскаки, а также даруги, которые ведали сбором налогов и следили за своевременным выполнением других повинностей. В ханских ярлыках упоминаются и более мелкие должности, в том числе ильчи (посол), тамгачи (таможенник), ямчи (ямщик, почтовик) и другие.

Экономика в период расцвета Золотой Орды. Могущество Золотой Орды основывалось на развитой экономике. Разрушенные города и села в оседлых областях были в относительно короткие сроки восстановлены. Одним из экономически сильных регионов стал Булгарский улус. Он обеспечивал население страны не только качественным хлебом, но и ремесленными изделиями. Из Болгара, Хорезма были привезены в нижневолжские города опытные мастера. С их участием строилась столица государства город Сарай, налаживалось в нем ремесленное производство.

На основных землях Улуса Джучи развивалось кочевое скотоводство. Кочевники «очень богаты скотом, писал современник Плано Карпини, верблюдами, быками, овцами, козами и лошадьми. Всякого скота у них огромное количество, какого, по нашему мнению, нет в целом мире».

Но главной отраслью хозяйства, приносившей в ханскую казну баснословные доходы, была торговля, особенно внешняя. Еще при правлении хана Токты, в 1311-1312 гг., была проведена денежная реформа. Сарайский дирхем стал единой, устойчивой по весу и курсу монетой. Он господствовал не только в Золотой Орде, но и в сопредельных государствах.

Узбек установил порядки, максимально благоприятствующие развитию торговли. Торговые пути были безопасны, хорошо организованы, таможенные пошлины не очень высокие. Внешняя торговля велась по двум транспортным магистралям: Великому шелковому пути и Великому Волжскому пути. Первый связывал Восток с Западом, второй южные области Золотой Орды с северными. Вдоль этих двух дорог, прежде всего, по Волге, находилась основная часть городов. Торговля велась не только с русскими княжествами и Болгаром, но и с Китаем, Индией, Средней Азией, Кавказом, странами Средиземноморья.

Религиозная политика Узбека. При хане Узбеке ислам стал государственной религией. Если с конца 60-х гг. XIII в. мусульманство стала принимать ордынская знать, то теперь ислам охватил основную часть населения. Вместе с тем в Золотой Орде существовала терпимость по отношению ко всем религиям. Свободно чувствовали себя в стране и язычники, и мусульмане, и христиане. Разнородная Золотая Орда не могла бы существовать без религиозного мира.

Веротерпимость золотоордынских правителей восходила к временам Чингисхана. Основатель Монгольской империи, будучи язычником, «не придерживался какой-либо религии, не выделял ни одну веру среди других и не оказывал предпочтения какой-то одной» (Джувейни). В период Золотой Орды не испытывала утеснений Русская православная церковь. Православное духовенство сохранило все земли и привилегии, не платило дань. Надругательство над православной верой подлежало строгому наказанию. В ярлыке Менгу-Тимура, выданном одному из русских митрополитов, говорилось: «А кто веру их похулит или ругается, тот ничем не из­винится и умрет злою смертию». В Сарае была образована русская епископия. В начале XIV столетия в Золотой Орде существовало 12 францисканских монастырей.

Благодаря успехам экономики, относительному спокойствию на обширных просторах империи, достигнутому во многом силой оружия, хорошо налаженной системе управления, веротерпимости среди населения, годы правления Узбека вошли в историю как период расцвета и могущества Золотой Орды.

Вопросы и задания

1. Опишите ход и результаты монгольских походов 1236- 1241 гг. 2. Почему Батый после возвращения из походов в Западную Европу решил остановиться на Волге? 3. При каком хане начинается формирование нового государства Улуса Джучи? 4. Когда Золотая Орда стала независимым государством? С какими событиями это было связано и в чем про­явилось? 5. Какие земли занимал Улус Джучи? Какие народы проживали на этих землях? 6. Кому обязаны современные татары своим происхождением? 7. Годы правления хана Узбека считаются периодом расцвета Золотой Орды. Аргументируйте это утверждение. 8. Опишите хозяйственную жизнь населения Золотой Орды. Назовите главный источник богатства этого го­сударства. 9. Расскажите об общественном строе и государственном управлении Золотой Орды. 10. В чем заключались основные особенности религиозной политики в период правления хана Узбека? 11. Какие черты сближают Золотую Орду с раннетюркскими государствами? Какой вывод из этого вы можете сделать?

Особенности формирования и характерные черты золотоордынской культуры. Золотая Орда относилась к числу тех стран средневекового мира, где был, достигнут один из самых высоких уровней развития цивилизации, матери­альной и духовной культуры. И это не случайно.

Централизованное государство, каким была Золотая Орда, многочисленные города, широкие торговые связи с внешним миром создавали самые благоприятные условия для развития культуры. Многие золотоордынские правители стремились привлечь ко двору крупных ученых, богословов, поэтов, образованных людей из дальних стран, оказывали им покровительство. Такими покровителями в государстве джучи-дов были ханы Берке, Узбек и Джанибек. Вот несколько свидетельств современников. Берке снискал себе уважение тем, что «распространил ислам между всем народом своим, стал строить мечети и училища во всех своих владениях, приблизил к себе ученых и законоведов и сдружился с ними». Узбек построил в Сарае «медресе для науки, (потому что) он очень предан науке и людям ее». Джанибек «оказывал великое уважение ученым и всем, отличавшимся познаниями, аскетическими делами и благочестием». Кроме того, использовались возможности завоеванных и подчиненных Золотой Орде земель.

Городская культура Золотой Орды это сплав традиций мастеров-ремесленников различных стран, покоренных монголами. В ней есть черты китайского и среднеазиатского искусства, элементы домостроительства, заимствованные из Центральной Азии, Кавказа и Руси, традиции ремесел Крыма, Хорезма и Волжской Булга-рии. Так, по Великому шелковому пути основные достижения китайской цивилизации легко проникали и в ордынские города. При их раскопках археологи находят китайские зеркала, фарфоровую посуду, костяные изделия с изображениями птиц и драконов, чугунные котлы, китайский шелк и т.д.

Страна городов. К настоящему времени известно более 100 городов Золотой Орды. Крупнейшими являлись Сарай, Сарай ал-Джедид и Крым (Солхат).

Часть городов располагалась в оседло-земледельческих областях Среднего Поволжья, Крыма, Хорезма. Некоторые из них, особенно булгарские, сильно пострадали во время монгольских завоеваний, но переживали свое второе рождение в период правления Узбека. Значительная часть городов возникла практически на пустом месте, в степях, по велению хавов, стремившихся демонстрировать мощь и организованность своих улусов.

В середине XIII столетия ханом Батыем была основана первая столица государства Сарай или Сарай ал-Мах-руса (Дворец Богохранимый). Величественные его развалины (Селитренное городище) находятся на Нижней Волге, в Харабалинском районе Астраханской области. Это был город-гигант, размеры которого удивляли современ­ников. Ибн Баттута, арабский путешественник XIV в., посетил город и оставил следующую запись о нем: «Город Сарай один из красивейших городов, достигший чрез­вычайной величины, на ровной земле, переполненный людьми, с красивыми базарами и широкими улицами. Однажды мы выехали верхом с одним из старейшин его, намереваясь объехать его кругом и узнать объем его. Жили мы в одном конце города и выехали оттуда утром, а доеха­ли до другого конца только после полудня... Однажды мы прошли его в ширину, пошли и вернулись через полдня, и все это сплошной ряд домов, где нет ни пустопорожних мест, ни садов. В нем 13 мечетей для соборной службы... Кроме того, еще чрезвычайно много других мечетей». Ибн Баттута ничего не преувеличивал. Дей­ствительно, город занимал огромную территорию (приблизительно 10 кв. км) и на обход его по кругу, включая пригороды, требовалось не менее дня.

В Сарае проживало около 75 тысяч человек. Среди них были монголы, кыпчаки, аланы, черкесы, русские, византийцы. Но словам Ибн Баттуты, «каждый народ живет в своем участке отдельно; там и базар их».

На фоне других, особенно западноевропейских, сред­невековых городов Сарай отличался чрезвычайно высоким уровнем благоустройства. Здесь из керамических труб были проложены водопроводная и канализационная системы. Жители питьевую воду брали из фонтанов, соединенных с источником при помощи арыков.

Красивые дворцы и общественные здания строились из обожженного кирпича, а дома рядовых жителей из сырца и дерева. Жилые комнаты в богатых домах отапливались при помощи горячего воздуха из печи, которой подавался по находящимся под полом дымоходным каналам. У стен стояли теплые лежанки-суфы. Украшениями домов и сооружений служили резьба по камню и глине, гончарные плитки. В одном из помещений был сделан красивый бассейн с проточной водой.

Богатых домов в Сарае было немало. Некоторые из них почти в первозданном виде сохранились до XVI в., когда московский царь Федор Иванович велел их ломать и «делать город Астрахань».

Сарай был также крупным ремесленным центром. Целые кварталы в городе занимали гончары, металлурги, ювелиры; работали мастерские по изготовлению поливной посуды и различных архитектурных деталей. В. расположенных рядом простых домах жили ремесленники, в землянках ютились рабы, руками которых создавалось все это богатство. Их дома обычно не отапли­вались, в холодное время года обогревались жаровнями или кострами.

Немногим более 60 лет просуществовал Сарай ал-Джадид или Новый Сарай (Царевское городище южнее Волгограда) вторая столица Золотой Орды. Город был основан в XIV в. ханом Узбеком и разрушен в 1395 г. войсками Тимура.

Новый Сарай был славен десятками мечетей, шумными базарами, где можно было встретить купцов из многих близких и дальних стран. На месте этих базаров и сегодня можно найти десятки, даже сотни монет, разбросанных прямо на земле. В многочисленных мастерских трудились ремесленники. Привлекала взор архитектура зданий. Стены домов богатых горожан были облицованы глиняными плитами. Эти плиты покрывались цветными глазурями с растительным узором в виде крупных листьев и цветов на вьющихся стеблях, а также арабскими надписями белыми красками на синем фоне. Вдоль улиц были устроены арыки, соединенные сетью каналов с искусственными водоемами или же колодцами. Грунтовую воду от сооружений отводила система подземных дренажей в виде труб из долбленых стволов дерева. Археологи также раскопали многочисленные арыки вдоль улиц.

Третьим по значимости, численности населения и богатству городом Золотой Орды был Крым. Он располагался в центре Крымского полуострова, на южном побережье которого жили греческие, армянские и итальянские купцы генуэзцы и венецианцы. Превращение Крыма (или Солхата, как его называли генуэзцы) в крупный административный и экономический центр полуострова связано как раз с бурным расцветом генуэзской торговли, который приходится на время правления Узбека. Одним из красивейших зданий Крыма являлось медресе хана Узбека. Рядом с ним стоял фонтан, куда по керамическим трубам поступала вода из источника, расположенного на ближайшем горном хребте.

Среди наиболее известных городов были также Хад-житархан (совр. Астрахань), Укек (остатки находятся неподалеку от совр. Саратова), Мохша (в Пензенской области), Маджар (в Ставропольском крае), Аккерман (совр. Белгород-Днестровский) и некоторые другие. Все они переживали подъем в XIV столетии и практически перестали существовать в первой половине XV в.

Мир городской культуры. Центром этой культуры была столица Золотой Орды. Сарай уже при Берке-хане «сделался средоточием науки и рудником благодатей, и за короткое время в нем набралась добрая и здоровая доля ученых и знаменитостей, словесников и искусников, да всяких людей заслуженных» (Ибн Арабшах).

Не только в Сарае, но и в других городах страны была создана широкая сеть различных учебных заведений. Здесь преподавали видные богословы, ученые и писатели, в том числе выходцы из известных центров мусульманского Востока. Так, в Болгаре долгое время жили крупные религиозные деятели Ходжа Хасан ибн-Омар ал-Болгари, выходец из Гянджи (Азербайджан), Абу Мохтар ибн-Махмуд ал-Казвини, беженец из Ирана, Госам ибн-Малик ал-Маргиани из Ферганы и другие.

. Многие ученые и поэты владели несколькими языками и писали свои произведения на тюркском, арабском и персидском языках. Но письменная культура развивалась в основном на кыпчакском языке, очень близком к современному татарскому. На этом языке написаны официальные ханские ярлыки, шедевры золотоордынской литературы: «Хосров и Ширин» Котба (1342), иНахджелъ-фарадис Махмуда Болгари (1358), «Джум-джума-султан» Хисама Кятиба (1369), «Гюлистан бит тюрки» Саифа Сараи (1391).

При письме использовался арабский алфавит. Самые видные места общественных зданий купола, высокие порталы и двери украшались красивыми надписями арабской вязью изречениями из Корана, стихами восточных поэтов. Писали на бумаге металлическими перьями, писали на посуде, украшениях и бытовых предметах. Широко была распространена грамотность среди простого народа.

Период расцвета культуры в Золотой Орде продолжался недолго. С начавшимся во второй половине XIV столетия кризисом государства она вступает в полосу упадка. Страну покидают многие представители просвещенной части общества. Центром исламской науки и культуры становится Ближний Восток.

Вопросы и задания

1. Назовите крупнейшие города Золотой Орды. Чем они отличались от западноевропейских городов, городов Руси? 2. Какие факты говорят о том, что золотоордынские города активно участвовали в международной торговле? 3. Представьте этнический состав населения золотоордынских городов? 4. Какие виды ремесленного производства были развиты в горо­дах Золотой Орды? 5. Можно ли утверждать, что Сарай, Но­вый Сарай, Крым и другие крупные города были культурными центрами Золотой Орды? Обоснуйте свой ответ. 6. Какие факторы способствовали развитию культуры Золотой Орды? 7. Составьте рассказ об архитектуре золотоордын­ских городов. 8. На каком языке в Золотой Орде развива­лась письменная культура? Какое отношение этот язык имеет к современному татарскому языку? 9. На основании, ка­ких фактов историки утверждают, что в Золотой Орде грамотность была широко распространена среди простого народа? 10. Назовите наиболее выдающиеся литературные произведения и их авторов периода Золотой Орды. 11. Черты и достижения, каких культур были представлены в культуре Золотой Орды? Можно ли говорить, что эта культура носила синтетический характер?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: