Физические упражнения и игры в быту, трудовой и военной подготовке народа

У сельского населения было мало свободного времени для занятий физической культурой, к тому же церковь за­прещала народу заниматься физическими упражнениями, стремясь ликвидировать остатки языческой античной физической культуры, проповедовала аскетизм, а заботу о теле, физическое развитие считала грехом. К физическим упраж­нениям сельского населения можно отнести народные иг­ры. Игры сельского населения, включая традиционные со­стязания, формировались под влиянием местных обычаев. Победители в играх завоевывали авторитет и признание. Сильнейшие в деревне метатели камней, самые выносливые танцоры, ловкие охотники и борцы получали всеобщее признание, материальное поощрение и социальные приви­легии. В состязаниях девушек можно было увидеть мотивы возможного выбора супруга, так как о женщинах судили лишь по их мужьям.

Физические упражнения в этот период были разнооб­разными - борьба, метание камней, бег, борьба с палками, бег на коньках, скачки, танцы, разнообразные игры с битой, лаптой, чучелами. Решающее слово в определении победи­телей было за общиной.

Интересный пример «массового футбола», который сво­ими корнями уходит в языческие обычаи «изгнания дьяво­ла», что и вызывало к нему отрицательное отношение со стороны церкви. Суть этого обычая состояла в том, что в какой-то определенный день в конце зимы или весной можно было избавиться от опасности, исходящей от порчи, эти «опасности» (накопившийся за зиму мусор, куски мате­рии и т.п.) запихивали в кожаный узел-«мяч» и выталкива­ли из деревни. С этой целью в конце праздника Масленицы или в Вербное воскресенье все жители от мала до велика, изгоняли «мячи» за пределы деревни. Там их уже поджида­ли аналогично мыслящие жители соседней деревни. И те и другие старались как можно дальше отогнать от своих зе­мель зло, олицетворенное в «мяче», еще до того, как он порвется, что и приводило к своего рода состязанию.

Несмотря на своеобразные черты и особенности, народ­ная физическая культура средневековья не была замкнутой системой. Сословные различия и обычаи феодализма проникали и в мир детских игр, хранящий традиции прошлого. Об этом свидетельствуют игры с салками, где водящего выбирали с помощью считалки «император — король — епи­скоп - дворянин - горожанин - крестьянин - гусляр - ни­щий». Игры «Взятие крепости», «Король, дай солдата», «Третий лишний» напоминают об обычаях взимания по­шлины на мосту, границе владения и т.п.. А игры с «всад­никами», взятием «пленных» и «выкупа» - об обычаях ры­царства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: