Развитие теоретических основ физического воспитания

Наибольшее влияние на развитие буржуазной теории и практики физического воспитания оказали педагогические взгляды Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци.

Дж. Локк (1632 - 1704) - выдающийся английский фи­лософ-материалист и педагог. Он жил в ту историческую эпоху, когда борьба между молодой буржуазией и старым дворянством завершилась в Англии классовым компромис­сом - установлением конституционной монархии, сторон­ником которой был Локк.

Категорический отказ от традиционной точки зрения на врожденность человеческих идей и представлений, защита сенсуалистической теории познания, большое внимание к эмпирической психологии позволили Дж. Локку разрабо­тать интересную педагогическую систему, оказавшую очень большое влияние на дальнейшее развитие педагоги­ки.

Отрицая врожденность идей, философ очень высоко оценивал роль воспитания, которое должно подготовить че­ловека к жизни. Характерная особенность педагогической теории Локка - утилитаризм: руководящим принципом вос­питания он считал принцип полезности. Отсюда у него большое внимание к физическому развитию детей, забота об укреплении их здоровья. Так как Локк имел ввиду вос­питание «джентльмена», он большое значение придавал выработке изящных манер, навыков вежливого поведения. Главной задачей нравственного воспитания Локк считал выработку твердой воли, умение сдерживать неразумные желания. Воспитание должно приучить человека управлять собой.

Свои педагогические взгляды Локк изложил в книге «Мысли о воспитании» (1639). Физическое воспитание он рассматривал как цель в достижении здорового духа в здо­ровом теле, что помогает человеку достичь личного благо­получия. Локк был сторонником жесткого режима, закали­вания организма и здорового воспитания. Он рекомендовал легкую и удобную одежду, простую пищу, много воздуха и солнца, многочисленные физические упражнения: плава­ние, фехтование, верховую езду, гребное и парусное дело. Задачи воспитания видел в развитии воли, нравственной дисциплине, выработке характера.

Ж.-Ж. Руссо (1712 - 1778) - наиболее выдающийся мыслитель-педагог XVIII столетия.

Руссо является основоположником теории естественно­го, свободного воспитания, сообразного с законами физи­ческого, умственного и нравственного развития детей.

Систематические педагогические идеи Руссо изложены в его романе «Эмиль, или О воспитании», где сделана по­пытка наметить возрастную периодизацию развития ребен­ка и соответствующие каждому периоду задачи, содержа­ние и методы воспитания и обучения ребенка.

Педагогические идеи Руссо пронизаны идеями гума­низма и демократизма, глубокой любовью к ребенку, забо­той о его всестороннем развитии. Он выдвинул требование активизации методов обучения детей с опорой на их лич­ный опыт, необходимости систематической трудовой под­готовки. Она, с одной стороны, должна вооружать детей полезными практическими умениями и навыками, а с дру­гой - способствовать формированию положительных нрав­ственных качеств.

Руссо рекомендовал обращать внимание на физическое воспитание детей до 12 лет. Закаливать тело, приобретать умения и навыки — все это должно, по мнению Руссо, дос­тигаться свободой движений, играми, купанием в холодной воде; для повышения интереса к занятиям нужно использо­вать соревновательный метод. Его идеи способствовали созданию новых методов и форм физического воспитания, отвечающих интересам нарождающегося буржуазного об­щества.

Если Руссо высказывал много прогрессивных суждений о воспитании мальчиков, то в отношении воспитания дево­чек он придерживался в основном традиционной точки зре­ния. Главная функция женщины, на его взгляд, быть женой и матерью, ей не нужно давать широкого научного образо­вания, но надо заботиться, о ее физическом развитии, эсте­тическом воспитании, приучать к ведению домашнего хо­зяйства.

И. Песталоцци (1746 — 1827) — крупнейший швейцар­ский педагог, теоретик народной школы, оказавший огром­ное влияние на развитие педагогической теории и школь­ной практики во многих странах мира.

Главные надежды возлагал на правильно организован­ное воспитание и обучение детей, на единство умственного, нравственного и физического воспитания в сочетании с подготовкой к труду. Свою педагогическую теорию он вы­водил из основной цели воспитания, которую усматривал в развитии всех природных способностей ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возраста.

Разрабатывая проблемы дидактики, Песталоцци выдви­нул плодотворную идею элементарного образования, со­гласно которой дети в процессе обучения и воспитания должны усваивать основные элементы знания, морали, приемов труда. Можно сказать, что Песталоцци тем самым сделал попытку поставить и решить одну из важнейших дидактических проблем — проблему отбора содержания образования, которое должно постепенно усложняться, соответствуя ступеням индивидуального и возрастного разви­тия детей.

Большая заслуга Песталоцци состоит в развитии прин­ципа наглядности обучения, в стремлении связать чувст­венное восприятие с развитием мышления. Важнейшей задачей обучения Песталоцци считал развитие логического мышления, познавательных способностей, умения логично и последовательно излагать свои мысли, формулировать понятия.

Песталоцци стремился к тому, чтобы дети бедняков могли получить физическое, умственное и нравственное воспитание. Физическое воспитание включало в себя под­нятие тяжестей, борьбу, бег, метание и т.д. Песталоцци де­лил все упражнения и игры (в зависимости от движений в суставах) на элементарные (движения в суставах плеча, бедра и т.п.) и сложные (бег, прыжки, метания, лазанье, плавание, верховая езда, танцы и игры). Разработанная им система упражнений получила название суставной гимна­стики Песталоцци.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: